О базовой бильярдной технике

Как мы и обещали, на нашем сайте будет опубликован ряд записей из блога на www.propool.ru Константина Степанова - действующего чемпиона Европы по пулу-8. Константин любезно согласился ответить на ваши


Предлагаем вашему вниманию второй пост цикла, где Константин расскажет об особенностях собственной техники, разберет некоторые "мифы" из этой области и даст несколько советов, полезных как для начинающих, так и для опытных игроков.

Базовая бильярдная техника и прицеливание.

Что мы знаем о технике? Есть некие правила, сведенные чуть ли не к математическим формулам, где постоянно встречаешься с терминами и понятиями типа 90 градусов, плоскость удара или прямолинейность чего либо. Все это слова, важные для взрослых людей, коими мы являемся, для пущей уверенности, что мы все делаем «правильно», «как положено» и не отступаем от заветов, данных нам большими ребятами. Не дай Бог, рука завалится на 3 градуса вбок или голова не так над кием стоит! Все пропало! Не видать нам хорошей игры, как ушей своих…

Я сам использую эти термины, когда обучаю человека встать в стойку и научиться делать нужное, полноценное движение рукой для удара. Такие уж мы, взрослые люди, что нам все надо описать по-научному, а то не ясно ничего.

А теперь давайте рассмотрим, что действительно важно в технике, а что является мусором, навязанным тяжелой теоретической системой. Итак, начнем с такого примера – есть 8-9 летний ребенок и взрослый сознательный человек. Оба они пришли научиться играть. Ребенок не знает даже значения терминов плоскость и прямой угол, уж не говоря про то, что до стола еще не достает. Взрослый же напротив, вполне образован и знает геометрию. Через несколько месяцев смотрим на результаты обоих. Почти однозначно ребенок будет играть лучше взрослого, если только у того нет проблем с координацией, что довольно часто встречается в процессе активного роста организма. Координация в любом виде спорта – одно из важнейших условий для хороших и быстрых результатов. Почему так происходит? Все просто - мы, взрослые люди идем путем логики и понимания, даже если это не приносит никаких видимых практических результатов, ребенок же, не имея в голове столько мусора, сколько имеем мы, более чутко и тонко усваивает все на уровне ощущений. Ему не нужно знать, как происходит оттяжка, как должна ходить рука, на сколько частей надо сдвигать «шар-фантом» и тому подобное. Он делает, смотрит, чувствует, повторяет, получает результат. Как в это время ходила его рука, абсолютно не важно, ведь шарики падают, а выходы делаются.

Niels FeijenNiels FeijenТеперь, назовите мне, кто из следующих игроков предельного мирового уровня обладает «идеальной» техникой:
1. Ральф Суке
2. Франциско Бустаманте
3. Эрл Стрикланд
4. Тони Драго
5. Нильс Фаен
6. Фонг Панг Чао

Ответ – никто. Нет «идеальной» техники. Каждая из этих систем подготовки и нанесения удара исключительно уникальна. Она сложена из факторов физических особенностей человека - рост, вес, длина рук, прицельный глаз, и его особенностей характера - терпеливый, взрывной, трудолюбивый, спокойный, агрессивный и т. д. При долгой практике эти факторы складываются в уникальную систему, подходящую именно данному игроку. Как вы понимаете, сама картинка их игры так же отличается от картинок других, как и их техника. Она уникальна. Поэтому нам и нравится тот или иной игрок, а некоторых мы терпеть не можем. Что же их объединяет, если они настолько разные? Их объединяет прямо таки запредельное чувство игры. Они никогда не думают перед ударом, в какую точку на битке они будут бить (Бустаманте), как прямолинейно двигается их рука (Драго), насколько корявенько и деревянно выглядят они со стороны (Фаен, Пресняков Антон). Их интересует только суть процесса – забитый шар, выход, провести шар в большей зоне, вероятность негативного и позитивного исхода при разных выбранных траекториях для выхода. От этого зависит, как вы научитесь играть, а не от того, как рука ваша будет прямолинейно двигать кий. Не придавайте этому больше значения, чем оно заслуживает.

Теперь, что конкретно важно при ударе.
1. Важно, чтобы кий до момента соприкосновения с битком шел прямо, потом это уже ни на что не влияет.
2. Для хорошей техники, в частности для возможности сильно оттягивать шар и давать сильные боковые вращения, нужна длина и свобода удара. Что это значит? Замах должен быть больше среднего, а удар и «прокалывание» шара свободным, без зажимов в руке, с некоторым сопровождением. Важно понимать, что во время такого удара, сопровождение, это одно цельное движение от мостика до конечной точки остановки кия. Не надо делать вид, зажимая удар, а потом доводя его уже вторым движением. Что этому может мешать?
Thorsten HohmannThorsten Hohmann3. Ваш хват кия. Если ударное запястье отвесно направлено строго в центр турника, то кисть не может согнуться назад и вам придется играть короткой техникой (Хоман, игроки в снукер), если же изменить положение кисти, немного подогнув ее внутрь, то вы сможете пропускать кий дальше, заварачивая кисть совсем на себя и опуская локоть (Стрикланд, Чинахов).
4. Дальше становится ясно, что для проведения кия вам нужно свободное место между грудью и кием, чтоб не меняя положения тела, вы могли пропускать руку вперед, опуская локоть. Это достигается изменением стойки, разворотом корпуса, более высокой постановкой тела. Необходимо встать так, чтоб вы не били себя в правый бок (правши) и не бились кистью о борт стола, проводя кий. Людям стоящим слишком низко, как в снукере, это противопоказано. Не пытайтесь, только намучаетесь зря. У любой техники есть свои преимущества и слабые стороны. Надо просто их осознать. Смотрите на Тони Драго.
Это основные вещи, на которые надо обратить внимание, остальное остается на ваше усмотрение. Мой совет – стойте так, как вам удобно. Уникальная особенность наших организмов состоит в том, что при долгой практике он сам выстраивает тело в необходимую для поставленной задачи форму. Вспомните последнего олимпийского чемпиона по бегу с Ямайки. Он бежит неправильно с точки зрения техники, но это не мешает ему бежать быстрее всех на планете. Потому что результат достигается в основном за счет других, более глубоких причин. Не значит, что над техникой можно не работать, без нее ваш потолок будет ниже, но она – не все.

Тренировочный шар AramithТренировочный шар AramithТеперь о прицеливании. Если вы играете пятый-десятый раз в жизни, то вам это важно. Никто из игроков не использует какую либо систему прицеливания, типа разбивания шара на зоны и придумывания шаров-фантомов. Все делается только интуитивно. Чем быстрее вы начнете полагаться на интуицию и простой анализ ошибок, тем быстрее вы начнете забивать шары. Резка имеет градацию от прямого удара до удара, когда прицельный срезается почти под 90 градусов от траектории битка. Вот и изучите все возможные 2 с половиной варианта, пытаясь полагаться только на интуицию и запоминая, в какую сторону вы ошибаетесь, чтоб знать как вас обманывало прежнее ощущение и поправить его следующим ударом. Поиск резки, это как высечение скульптуры из камня. Отсекаете все лишнее (перерез и недорез), оставляя лишь то, что нужно. Научитесь верить чувству и засуньте вашу любознательную логику туда, от куда она не сможет вам мешать концентрироваться на игре.

Подготовительные движения и взгляд.

По просьбе Миши попробую наиболее точно разложить на составляющие подготовительные движения и направление взгляда во время удара.

Начнем с движений руки. Я никогда в жизни не придерживался никаких рамок и правил, что касается постановки ударной руки, потому что очень рано, совсем еще в детстве, мне стало ясно, что это не самое важное для игры на бильярде. На самом деле, если взглянуть на большинство игроков, становится понятно, что почти никто из них не заморачивается по этому поводу, а те, кто заморачивается, лучше других не играют. По сему, считаю тему эту не особо важной, но все же опишу, как это чувствую я.

Tony DragoTony DragoИтак, что такое подготовительные движения и зачем вообще двигать рукой, не делать так, как, скажем, в стрельбе из лука? Поцелился, натянул тетеву, отпустил. Ведь важно лишь одно единственное движение самого удара. Оказывается, во многих случаях подготовка действительно не нужна. Вполне можно бить так – навел наклейку на нужную точку на битке, прицелился по резке, замахнулся, ударил. Мало того, что так можно, в некоторых случаях только так и нужно. Но, тем не менее, все машут руками перед ударом и я тоже. Мне это нужно для ощущения расслабленности мышц правой руки. При эмоциональном напряжении тело становится скованным и тяжелым, от чего удар становится рваным и немножечко деревянным. Пропадает пластика, которая необходима мне для нанесения некоторых типов ударов. Двумя – тремя взмахами я просто снимаю мышечное напряжение в руке, одновременно визуализируя конечный результат удара. Не движения руки, прошу заметить, а результат самого перемещения шаров по полю. Так как в моем арсенале множество различных техник удара, которые я использую, как ключи к разным дверям, мне необходимо прочувствовать специфику каждого из них. Это, собственно, и есть цель этих движений. Хочу предостеречь от одной большой ошибки любителей бильярда – нельзя предавать движениям руки излишнего значения, потому как это смещает фокус внимания с конечного результата на технические аспекты, за которыми должно следить ваше подсознание и интуиция. Если вы не играете пару недель, конечно. На начальном этапе это важно, но потом все это должно стать просто набором инструментов и уйти глубоко в чувства. И важный совет – пытайтесь больше визуализировать передвижение битка, только так можно научиться управлять им точно. Я, к примеру, никогда не знаю, в какую конкретно точку на битке попадаю, это абсолютно не важно для меня и для достижения желаемого. Мало того, я почти всегда целюсь в центральный район шара, лишь в последний момент удара, смещая точку в нужную сторону. Можно сказать, что моя техническая сторона давно уже работает в режиме автопилота, выполняя сама за меня всю грязную работу.

Что касается взгляда, то весь цикл удара выглядит так:
1. Сначала я смотрю на позицию, из чего мне становится ясно, какой удар я буду сейчас производить.
2. При постановке моста и подготовительных движениях я смотрю на биток, чтоб точнее прочувствовать попадание в него, нужную силу удара.
3. Затем я бросаю взгляд на прицельный для того, чтоб прочувствовать резку.
4. В момент ударного замаха перебрасываю снова на биток и фиксирую его до самого соприкосновения наклейки и шара.
5. А затем одновременно с ударом, взгляд перебрасывается на прицельный шар.

При сложных резках, дальних ударах и неудобных положениях рук и тела, взгляд может перебрасываться множество раз с точки на битке на прицельный. Когда чувство того, что шар будет забит не так очевидно, и его еще надо «нащупать».

(c) www.propool.ru
Фотографии: www.eurotouronline.eu; www.azbiliards.com; www.billiardsdigest.com



Ссылки (турниры, игроки)

Степанов Константин Владимирович

-
stepanov_konstantin.jpg
Степанов
Константин
Владимирович
26.09.1983
Гражданство: 
Россия
Город: 
Москва


неужели у всех профессионалов такая скованность и они не могут сделать удар на одном замахе?



Вы даже не представляете себе, Тимур, какие точные по чувству, силе и попаданию в биток нужно иногда делать удары. Делать удар на одном замахе все равно что в шахматы ходить наугад. Это же не "морской бой", а довольно ювелирная игра.



Тимур , я тебя поздравляю! У тебя сегодня великий день вдвойне! Тебе ответил на твой тупой вопрос сам КОНСТАНТИН, дак ещё и обратился к тебе на ВЫ ))) Никто в ближайшие твои 40 лет такого не сделает )))



Я люблю пошутить но сейчас отвечу абсолютно серьезно.
Я искренне сожалею что в нашем городе живет самый жалкий и трусливый из всех чемпионов россии по пулу.уверен что если бы Костя жил в нашем городе то и к пулу было бы гораздо больше внимания.таких людей хочется слушать и следовать за ними.
А ты скорее всего где то через полгодика превратишься в полного неудачника,который перестанет доезжать в турнирах где участвует более 10 человек,и начнешь менять свои ники на сайте (так как твой уже забанят) чтобы и дальше брызгать желчью во все стороны
ЖРИ.


Изображение пользователя 8kgsuslika@rambler.ru.

а зачем? если можно поцелиться и стопроцентно забить шара, сделав выход, то зачем бить на одном замахе, рискуя про"не забить" или поставить себе неудобную позицию?



Ну как не могут. Посмотрите игры Петушкова. Он когда играет расслаблено - то почти всегда бьет с первого замаха.



Причём тут Петушков, речь идёт про пул!



как я понял тут речь идет о бильярде. Техника везде одна. Или я не прав?



Думаю, что Леопольдушка прав, техника сильно отличается и здесь, я, конечно, больше имел в виду пул. Техника в русском длинная и свободная, потому что игра требует посыла шара весом в триста грамм сильно и прямо, а в играх, где забивание не требует такой фокусировки, спектр возможных техник велик, а главное, что набор ударов необходимых для полноценной игры тоже огромен. То есть манера может быть разной, но при этом определенные технические приемы надо обязательно уметь делать при любой технике. И разные техники сильны и слабы в разных аспектах.



ясно. Но откровенно, я для себя подчеркнул много, хотя играю в русский, правда на любительском уровне.
Ну и у вас явно даны базовые технические знания, собственно статья так и называется. А база есть база. Она для всех одна. По крайней мере, я воспринял эту статью именно так.
И мой ответ собственно был Тимуру насчет скованности. А скованность она же есть в любом случае, мышцы зажимаются поскольку есть страх промахнуться и проиграть. И чтобы это зажатие убрать и делаются все эти махи, как вы написали. Поэтому и привел в пример Петушкова, просто напросто не знаю игроков в пул настолько чтобы приводить их в пример. :)



Великолепная статья. Уложилось кое-что в голове. Спасибо огромное. Познавательно. И главное описано так, как я чувствую. Поскольку сам по себе не логик и вся жизнь на ощущениях. И поэтому до меня тяжело доходят слова типа - прокол шара, прямые углы и т.п. :)



Тимур-ты жалкий тролль!)))



да! да! да! )))


Изображение пользователя gorba.

Коллеги, поскольку вы оба погрузились в такие впечатляющие по тонкости и глубине комментарии, вынужден попросить вас воздержаться от дальнейшего диалога в данной ветке. Логичнее продолжить его в личной почте.


Изображение пользователя Гулёк.

Кто-то из снукерных тренеров (вроде Алан Тригг) говорил в интервью - труднее учить снукеру пулистов (чем игроков в русский), они совершенно не придают значения проводке кия)))



Это не исключено. ) Но, может быть, это от того, что он сам придает слишком большое значения проводке. Вообще, эти чопорные британцы слишком любят свои традиции и уклады. Представляю, какую тяжеловесную систему подготовки игроков практикуют некоторые снукерные тренеры-теоретики. Вообще, тренеры теоретики, на мой взгляд, хорошо преподают теорию спорта, лишь теоретически представляя что-то об ощущениях профессионалов, добившихся высоких результатов. ) Про Алана Тригга я не знаю ничего, к сожалению. Зато могу сказать с полной уверенностью, что пулистам проще играть в снукер, чем игрокам из русского бильярда. Пул и снукер в основном очень похожи, чего нельзя сказать о снукере и русском. Практически все дети из нашей сборной в 13 - 14 лет собирают по 40-50 очков в снукер своими пуловкими киями. Адаптация занимает несколько часов или дней. Это довольно быстро, мне кажется.


Изображение пользователя Гулёк.

Пока пулисты рулят. ) У нас тоже половина сильнейших снукеристов - пулисты с пуловскими киями. Тот же Леопольд, к примеру. Однако достаточно присмотреться к игре профи снукеристов, чтобы убедиться - они проводке придают значение. Алан Тригг - бывший игрок мэйн-тура, практик
http://top-snooker.com/news/articles/show/878



Если честно, что-то не пойму я. Не знаю ни одного пулиста, даже среднего уровня, который не понимал бы значение сопровождения, или проводки, как вы говорите.


Изображение пользователя Гулёк.

Понимать то все понимают, а вот значение придают... У снукеристов есть понятие - кьюинг, то есть движение кия. В интервью известных игроков то и дело проскакивает: у меня были проблемы с кьюингом, я работал много над кьюингом, ну и т д Сопровождение - это часть кьюинга



По поводу " проводки" : "40-50" собираю редко но "25-35" уже стабильно- основная проблема:

на простом шаре концентрируешься на выходе и ... даешь мимо хотя некуда ему было бы вроде деваться.

В пуле ощущения что от прицельного шара "отталкиваешься" , ведешь биток а прицельный падает уже сам.
В снукере "прицельный" часто сам падать не хочет.Не хватает той самой "проводки".Но на мой дилетантский взгляд проблема решается старым добрым способом-наигрышем.Полностью согласен с Константином-практика полностью покрывает и со временем корректирует все изъяны" техники" , просто снукер ,на мой взгляд , сложнее пула в части кладки-соответственно практики должно быть больше))))))))))



Это действительно так, отработке стандартов в снукере надо посвящать куда больше времени, чем в пуле. Часами отрабатывать одни и те же удары, концентрируясь на малейших ощущениях в руке и ее движении, чтоб найти оптимальное и правильное для каждого типа ударов. Игра намного сложнее технически и требует очень серьезного подхода. И верно, что со временем все само устаканится. Я, когда начинаю долго играть в снукер, непроизвольно меняю удар и даже стойку, что необходимо для собирания больших серий. Свобода движений там скорее помеха. Мой максимум 112.


Изображение пользователя nixxey.

насчет сочетания "простого" шара и выхода - это ошибка, которая стара как мир и которую время от времени можно наблюдать даже у людей в телевизоре))
вообще, помимо технической стороны нужно каким то образом тренировать и поддержание концентрации на высоком уровне, т.к. многие беды как раз и происходят из-за падения концентрации, т.к. она идет у нас как то волнами. особенно характерен пример когда забиваешь сложнейший шар из паршивой позиции и рискуя все отдать, а сразу же после него мажешь "в пол-доски" шар в 139 раз проще... мне кажется что в снукере нет простых шаров в принципе, т.к. простоту забивания мы с лихвой компенсируем постановкой сложных задач по выходу )) в идеале, наверное, нужно "придумать" удар - размер, винт..., после чего сконцентрироваться только на том как забить шар, а выход сам получится если расчеты верны )


Изображение пользователя Алина.

>вообще, помимо технической стороны нужно каким то образом тренировать и поддержание концентрации на высоком уровне, т.к. многие беды как раз и происходят из-за падения концентрации, т.к. она идет у нас как то волнами

Очень верное сравнение. Механизм функционирования внимания в чем-то схож с физикой мышечной ткани. Мышцу можно напрячь и усилием воли сохранять в напряженном состоянии. Чем более тренирован человек, тем дольше он может сохранять мышцы в напряжении, но рано или поздно неизбежно наступит расслабление. И вот если момент расслабления пришелся на удар, может возникнуть ситуация, которую Вы описали. Зачастую не забитые финальные шары - это как раз следствие расслабления, когда внутренне игрок уже выиграл эту партию и мыслями находится в следующей.

А вот как лучше всего тренировать внимание бильярдистам, это вопрос весьма интересный. Я со своей минимальной практикой представляю все это довольно туманно. Может, Константин напишет что-нибудь на эту тему?



Это одна из самых сложных тем в игре. Как бы мы не тренировали его, сбоить оно будет всегда. Внимание интересная штука тем, что оно, как стрелка какого-нибудь прибора, не может показывать два значения одновременно. Это, как игла, которая направлена в одну только точку. Если же мы делаем 2 вещи одновременно, скажем, ведем машину и пишем смс, то внимание в этом случае перекидывается с огромной скоростью с одного объекта на другой, создавая иллюзию того, что мы концентрируемся на обоих действиях. На самом же деле, оно делится пропорционально между действиями, то есть машину мы ведем на 50 процентов и сообщение пишем так же рассеяно. Это так же точно применимо и к игре. Если вы забиваете шар и не преследуете других целей, то у вас в резерве все 100 процентов, как только вы начинаете смещать внимание на выход, вы теряете его в забивании. С практикой игры внимание претерпевает следующие изменения - "луч" внимания расширяется, превращаясь из иголки в пучок света, который начинает охватывать больше объектов, способен удерживать в фокусе больше информации, а так же переключка внимания с объекта на объект переходит на подсознательный уровень, когда игрок может спокойно отпускать мысли и контроль, полностью полагаясь на внутренние чувства, интуицию. Сложность в том, что это все развивается только практикой и постоянным повторением, потому что силой воли мы всегда можем выхватить только одну единственную строчку из контекста. Скажем, вы бьете шар, продумали силу, перешли на траекторию, сила уже потерялась... Перешли на забивание, уплыла и траектория. Но, в начале, учатся именно так, собирая удар по частям, как конструктор. Мой совет не перебарщивать с сознательным направлением внимания на объект, это очень сложный, муторный, не приносящий удовольствия процесс, к тому же, это сжирает такое количество энергии, что ваши возможности становятся очень ограниченными. Это, как патроны в обойме - десять ударов с потом на лбу, а потом потом полный крах. Как в ситуации, описанной nixxey. Сложного забиваем, трубы все дымят от перенапряжения, простой уже и не нужен даже - все отдано до последней капли. Стремитесь найти свой ритм, при котором вашему мозгу, руководимому вашим характером, удается совершать полноценный цикл продумывания-подготовки-удара. И, находя его, держите его и оттачивайте. Это лучший инструмент.


Изображение пользователя Алина.

Нашла старенькую статью о внимании Павла Леонидовича Пономарева, спортивного психолога-консультанта, главного специалиста МГЦСМ и МБО Москомспорта. Он приводит несколько простых упражнений. Не знаю, может, кому и поможет.

"Концентрация на шаре

Простое упражнение, которое заключается в том, чтобы в течение нескольких минут смотреть на шар, постоянно удерживая внимание только на нем. Для начала можно начинать с более короткого промежутка времени. И постепенно с одной минуты упражнение можно довести до пяти минут.

Когда вы приступите к регулярным тренировкам, направленным на внимание, вы, возможно, обнаружите, что выполнение этого упражнения становится для вас более и более трудным. Это происходит потому, что постепенно вы становитесь все более придирчивыми к «качеству» вашего внимания.

Одиночная тренировка

Упражнение заключается в следующем: когда вы будете тренироваться, попробуйте экономить ваше внимание, разделяя процесс игры на отдельные циклы. Когда вы возьмете кий, чтобы натереть его мелом, сделайте это крайне сосредоточено и концентрируйтесь только на этой операции. Затем следует разбой, но опять же делать это следует крайне сконцентрировано. И так далее, пока не закончите партию, затем повторите процесс. Такое упражнение также полезно для того чтобы понять, где вообще обычно находится ваше внимание во время игры.

Ранее я заметил, что внимание очень сильно зависит от интереса. Данное упражнение помогает повысить интерес к процессу игры: вы начнете обращать внимание на любопытные и необычные детали, которые обычно для вас оставались «за кадром».

Тренировка с партнером

Тренируясь с партнером по столу, постарайтесь как можно меньше обращать на него внимания. Для отягощения тренировки внимания с партнером начните вести разговор, при этом концентрируясь только на ваших действиях и игре. Так же как и в одиночной игре, разбейте ее на отдельные операции, стараясь концентрироваться на отдельных действиях. Интересно проанализировать, где находится ваше внимание, например, когда вы сделали ошибку или когда играет ваш соперник.

Тренировка с партнером и зрителями

Более сложный вариант. Состоит в том, чтобы играть с партнером, но в присутствии «навязчивых» зрителей. Для этого нужно попросить нескольких человек стать свидетелями того, как вы тренируетесь с партнером. Зрителей необходимо снабдить инструкцией, которая будет зависеть от того, что вы хотели бы потренировать. Часто на соревнованиях игроки сталкиваются с прессингом болельщиков. В этом упражнении вы моделируете искусственный прессинг, который развивает ваши способности концентрировать свое внимание. Такие «навязчивые» зрители могут громко комментировать ваши удары, и особенно ошибки, стараясь отвлечь ваше внимание. Ваша задача единственная – концентрация на игре"



У Леопольда в стрейт 112 брэйк)



Это больше, чем у меня в снукер. Там нет шаров по 7 очков. )


Изображение пользователя MegaKvazaR.

>есть 8-9 летний ребенок и взрослый сознательный человек.
>[skipped]
>Ребенок не знает даже значения терминов плоскость и прямой угол
Если ребёнок из неблагополучно семьи, то к 9 годам вполне может и не знать, а вот обычные нормальные дети в этом возрасте это знают. Сегодня лично в этом убедился, спросив двух девочек 8 и 9 лет, которые гуляют у нас во дворе.
Если вы в 9 лет не знали, что такое прямой угол и исходя из личного опыта обобщили это на всех остальных детей, то мне вас искренне жаль!
Надеюсь, что своим детям вы уж точно не забудете рассказать про прямой угол к 9-ти годам! :))))))))))))))


Изображение пользователя Алина.

Эээ, Антон Васильевич, не в ту ветку :)

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.