Регламент ЛЛБ

Регламент ЛЛБ — это система правил, по которым проводятся турниры под брендом Лиги любителей бильярда.

1. Основные положения

1.1. Регламент ЛЛБ — это система правил, по которым проводятся турниры под брендом Лиги любителей бильярда, объединённые идеей уравнивания шансов на победу всех участников: как опытных игроков и спортсменов, так и начинающих бильярдистов.

1.2. Особенностями организации любительских турниров ЛЛБ являются использование автоматического расчёта гандикапа, динамической системы рейтингов Эло, и сервис смс-информирования.

2. Виды бильярда и схемы проведения

2.1. Турниры ЛЛБ проводятся по четырём видам бильярда: пирамида, пул, снукер и карамболь.

2.2. Турниры ЛЛБ могут проводиться по олимпийской системе, сетке «2-1» (до 2-х поражений с олимпийкой), круговой схеме, швейцарской, итальянской системам. А также по многостадийным комбинированным схемам.

2.3. Турниры по регламенту ЛЛБ до двух поражений с выходом в олимпийку (сетка «2-1») проходят по конкретным схемам в зависимости от количества участников:
6-8 игроков – сетка 8x4;
9-11 игроков - сетка 16Х4;
12-16 игроков - сетка 16Х8;
17-23 игрока - сетка 32Х8;
24-32 игрока - сетка 32Х16;
33-47 игроков - сетка 64Х16;
48-64 игрока - сетка 64Х32;
65-95 игроков - сетка 128Х32;
и т. д.
Для всех видов сеток допустимо назначение матча за 3-е место.

3. СМС-рассылка

3.1. Для предотвращения искажения информации о рассчитанном системой ЛЛБ в матче гандикапе игроками и судьями, перед каждой встречей отправляется сгенерированное автоматически СМС-сообщение на номер телефона указанный в карточке игрока с указанием Ф.И.О. соперников, рейтинга ЭЛО, гандикапа и номер стола.
Пример: Иванов Иван (1000) 8 - 7 Петров Петр (909) стол 3.

3.2. В случае отсутствия СМС, проверьте в персональной карточке актуальность Вашего номера и правильность указания формата (798799988ХХ) в графе SMS-рассылка.

4. Рейтинг ЭЛО

4.1. Каждый игрок, принимающий участие в турнирах ЛЛБ, имеет независимый для каждого из видов бильярда (пирамида, пул, снукер, карамболь) Рейтинг ЭЛО (рейтинг ЭЛО - по пирамиде, рейтинг ЭЛО - по пулу и т.д.), который выражается в числовом значении от 600 (от 700 для пирамиды) (слабый, начинающий игрок) до 1400 и более (спортсмен уровня мастера спорта международного класса).

4.2. Рейтинг ЭЛО игрока в каждом виде является динамичным и изменяется от матча к матчу и определяется:
4.2.1. на первом турнире игрока — судьей на основании собственной оценки и полученной информации о игроке из любых доступных источников;
4.2.2. в дальнейшем — автоматической системой ЛЛБ по расчёту рейтинга ЭЛО.

4.3. Рейтинг ЭЛО игрока является единым, не зависящим от региона, в котором проводятся турниры.

4.4. Начальный Рейтинг ЭЛО игрока, установленный на первом турнире, может быть скорректирован судьёй в случае необходимости по ходу и по завершению турнира.
4.4.1 Единоличное решение об изменении Рейтинга ЭЛО судья может принимать только на первых 5 (пяти) турнирах игрока. В последующем, для изменения Рейтинга ЭЛО необходимо решение гандикапной комиссии, состоящей из трёх судей ЛЛБ. В случае отсутствия в регионе необходимого числа судей для формирования гандикапной комиссии принятие решения осуществляется судьёй совместно с куратором работы судей ЛЛБ.

4.5. При определении игрокам начального Рейтинга ЭЛО судьям рекомендуется руководствоваться нижеследующим:

4.5.1 Пирамида. Мужчины:
МСМК, ЗМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1400,
МС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1300,
КМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1150,
1-й разряд (и соответствующие этому уровню игроки) — 1000-1050,
2-й разряд (опытный любитель) — 900-950,
Любитель — 800-850,
Минимальный начальный рейтинг ЭЛО, новичок - 750.

4.5.2. Пирамида. Женщины:
МСМК, ЗМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1200,
МС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1100,
КМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1000,
1-й разряд (и соответствующие этому уровню игроки) — 900.

4.5.3. Пул. Мужчины:
МСМК, ЗМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1300,
МС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1200,
КМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1050,
1-й разряд (и соответствующие этому уровню игроки) — 950,
2-й разряд (опытный любитель) — 900,
Любитель — 800-850,
Новичок — 700-750.

4.5.4. Пул. Женщины:
МСМК, ЗМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1200,
МС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1100,
КМС (и соответствующие этому уровню игроки) — 1000,
1-й разряд (и соответствующие этому уровню игроки) — 900.

4.6. Для изменения Рейтинга Эло игрока используется модифицированная система, которая официально используется в ФИДЕ (шахматы).
Рейтинг Эло игрока (A) изменяется последовательно после каждой встречи с соперником (B) по следующей формуле.

4.6.1 Вычисляется вероятность выигрыша игрока A против игрока B. Эта вероятность одновременно равна наиболее вероятному количеству очков, которое наберёт игрок A в партии с B:
,
где:
EA — ожидаемое количество очков, которое наберёт игрок A в партии с B;
RA — рейтинг игрока A;
RB — рейтинг игрока B;
Rh – количество рейтинговых очков, соответствующее форе.

Вероятность победы игрока A в процентах будет равна EA ∙ 100%.
Новый рейтинг игрока A рассчитывается по формуле:
R'A = RA + K ∙ (SA - EA),
где:
K — коэффициент, значение которого равно для снукера:
10 для сильнейших игроков (рейтинг 1250 и выше),
30 — для всех остальных игроков;
для всех остальных видов:
5 для сильнейших игроков (рейтинг 1450 и выше),
20 — для новых игроков (менее 20 встреч за последние 200 дней);
10 — для всех остальных игроков с рейтингом меньше чем 1450.
SA — фактически набранное игроком A количество очков (1 очко за победу, 0 — за поражение);
R'A — новый рейтинг игрока A.

5. Гандикап

5.1. Гандикап (фора) служит для приблизительного выравнивания шансов во встрече двух соперников с разными рейтингами ЭЛО. Гандикап определяется перед началом встречи соперников и зависит только от одного значения — разницы рейтингов ЭЛО встречающихся игроков. Игрок с более высоким значением рейтинга ЭЛО даёт фору игроку с меньшим значением.

5.2. Пирамида
5.2.3. В динамичной, комбинированной и свободной пирамиде (и других разновидностях пирамиды при игре до 8 шаров: «шведская», «московская» и т.д.) гандикап определяется в шарах, которые необходимо забить игроку в каждой партии.
Назначаемая фора зависит от разности рейтингов ЭЛО между игроками.
Шаги применяемых фор:
8 - 8,
8 -7,
9 -7,
9 – 6,
10 – 6,
10 - 5,
11 – 5.
Методика расчёта гандикапов является интеллектуальной собственностью ЛЛБ.
5.2.4. В пирамиде в играх с продолжением гандикап определяется в шарах, которые добавляются более слабому сопернику перед началом каждой партии.

5.3. Пул
5.3.1. В восьмерке, девятке и десятке гандикап зависит от разницы рейтингов ЭЛО игроков и определяет количество партий, которые необходимо выиграть для победы.

Разница рейтингов ЭЛО — гандикап:

39 — 7 - 6
58 — 5 - 4
77 — 4 - 3
86 — 7 - 5
106 — 6 - 4
112 — 3 - 2
135 — 5 - 3
145 — 7 - 4
184 — 6 - 3
190 — 4 - 2
213 — 2 - 1
224 — 7 - 3
248 — 5 - 2
298 — 6 - 2
334 — 7 - 2
372 — 8 - 2

Игроки начинают партию с ненулевого счета в пользу игрока с меньшим рейтингом.
Выбор набора шагов форы для конкретного турнира из приведенного списка зависит от установленной регламентом турнира продолжительности матча.

5.4. Снукер
В классическом снукере («15 красных») гандикап определяется в очках, которые добавляются более слабому сопернику перед началом партии.
Количество очков форы определяется делением разницы рейтинга игроков на 10.

6. Рейтинговые очки

6.1. За базовую таблицу рейтинговых очков принята следующая таблица:
630, 510, 420, 350, 300, 275, 250, 235, 220, 210, 200, 190, 185, 180, 175, 170.
Для любых турнирных схем действует правило: для каждого последующего места (начиная с первого) берется следующее значение из таблицы рейтинговых очков.

6.1.1. Таблица рейтинговых очков для олимпийской системы.
Место — очки:
1 — 630
2 — 510
3 - 4 — 420
5 - 8 — 350
9 - 16 — 300
17 - 32 — 275
33 - 64 — 250
65 - 128 — 235

6.1.2. Таблица рейтинговых очков для системы до двух поражений (на примере сетки 64x16).
Место — очки:
1 — 630
2 — 510
3 - 4 — 420
5 - 8 — 350
9 - 16 — 300
17 - 24 — 275
25 - 32 — 250
33 - 48 — 235
49 - 64 — 220

6.1.3. Таблица рейтинговых очков для системы до двух поражений (на примере сетки 64x2).
Место — очки:
1 — 630
2 — 510
3 — 420
4 — 350
5 - 6 — 300
7 - 8 — 275
9 - 12 — 250
13 - 16 — 235
17 - 24 — 220
25 - 32 — 210
33 - 48 — 200
49 - 64 — 190

6.2. При этом все очки умножаются на коэффициент сложности турнира (п. 7) с округлением до целых.

7. Коэффициент сложности турнира

Коэффициент сложности турнира (число от 0,5 до 1) вычисляется по линейной формуле, в которую входит два параметра с равными весовыми коэффициентами: количество участников турнира и их средний рейтинг Эло.
Параметры линейной формулы таковы, что турнир получает максимальный коэффициент сложности (1) при количестве участников 64 и среднем рейтинге Эло 1000, минимальный (0,5) - при количестве участников 9 и среднем рейтинге Эло 750. Если количество участников турнира менее 9, коэффициент сложности равен 0,5.
Формула коэффициента сложности турнира имеет вид:

где
— средневзвешенный рейтинг турнира,
— количество участников турнира,
— среднее арифметическое значений рейтингов Эло участников турнира.

где
— средневзвешенный рейтинг турнира,
— количество участников турнира,
— среднее арифметическое значений рейтингов Эло участников турнира.

8. Ограничение времени

8.1. Пирамида
В регламенте турнира может быть указано время, отведенное на встречу. Например, в случае комбинированной пирамиды до 2-х побед - 1,5 часа (из расчета максимум полчаса на партию). По окончании отведенного времени судья принимает решение исходя из текущей ситуации во встрече: дожидаться окончания (например, если осталось всего несколько шаров в заключительной партии) или назначить серию буллитов. В случае, если в момент окончания времени на встречу играется партия, судья сначала делает объявление о пятиминутном контроле, а через пять минут (если партия не завершена) — о трех подходах к столу для каждого игрока. Дальнейшая игра продолжается по правилам буллитов.
Серия буллитов проводится по следующим правилам.
8.1.1. Текущий счет в партии и во встрече сохраняется. Все шары убираются со стола.
8.1.2. Последовательность выполнения ударов в серии буллитов в незавершенной, а также во всех последующих партиях остается такой же, как если бы встреча продолжалась. Первым серию буллитов в незавершенной партии начинает тот игрок, который выполнял первый удар в этой партии (последние три подхода игроки также осуществляют в соответствии с последовательностью выполнения ударов в партии). Право первого удара в последующих партиях принадлежит тому игроку, который выполнял бы первый удар, если бы серия буллитов не была назначена.
8.1.3. Каждый удар (буллит) выполняется по таким правилам:
8.1.3.1. Прицельный шар устанавливается на переднюю отметку (точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола).
8.1.3.2. Игрок, выполняющий удар, устанавливает биток в любую точку стола и производит удар.
8.1.3.3. Каждый результативный удар в серии буллитов приносит одно очко независимо от количества забитых шаров.
8.1.3.4. В случае, если удар выполнен с нарушением правил пирамиды, забитые шары не засчитываются. Никакого дополнительного наказания игрок не получает.
8.1.4. Игроки выполняют буллиты строго по - очереди. Забитые шары засчитываются по обычным правилам. То есть игроки доигрывают до конца встречу, используя буллиты. При игре с гандикапом каждый из соперников ведет счет забитых шаров так, как если бы игралась обычная партия. Например, при форе 9-7, сильнейший игрок должен забить 9 шаров, его соперник — 7 (с помощью буллитов).
8.1.5. Игрок, выполняющий буллиты вторым (игрок № 2), имеет возможность выполнить еще один удар, если его соперник (игрок № 1) своим последним ударом набрал необходимое ему количество шаров в текущей партии. Если в результате этого удара игрок № 2 набирает необходимое ему количество шаров, серия буллитов продолжается парами ударов до тех пор, пока один из игроков не сделает результативный удар в отличие от своего соперника.
8.1.6 Возможно использование в регламенте турнира доигрывания встречи по окончанию выделенного времени по правилам усеченной пирамиды. По завершению времени, текущая партия доигрывается, а оставшиеся партии играются по следующим правилам:

При игре на равных или с форой 8-7; 9-7 выставляется 3 белых шара (треугольник), остальные шары на полки, формируя текущий счёт 6-6; 6-5 и 7-5 соответственно. 

При игре с форой 9-6 и 10-6 выставляется 4 белых шара (ромб), остальные шары на полки, формируя текущий счёт 6-4 и 7-4 соответственно.

При игре с форой 10-5 и 11-5 выставляется 5 белых шаров (треугольник без вершины), остальные шары на полки, формируя текущий счёт 6-3 и 7-3 соответственно.

При игре с форой 8-7, 9-6 и 10-5, 1 (один) белый шар исключается из игры!
Разбой по правилам отыгрыша, забивать НЕЛЬЗЯ!
Соперник также наносит удар по отыгрышу, забивать НЕЛЬЗЯ!
В случае падения шара – штраф, выставляется с полки или снимается со стола, в зависимости от положения конкретного турнира.
Начиная со второго удара можно атаковать лузу. Партия или встреча доигрывается по обычным правилам.

8.2. Пирамида, пул, снукер и карамболь
Может быть использовано ограничение времени на матч, партию и удар.

9. Регламент встреч

9.1. Опоздание игрока к началу встречи на 15 минут штрафуется присуждением поражения в одной партии. Далее, каждые 5 минут присуждается поражение еще в одной партии.
В запланированных турнирной сеткой встречах не явившемуся игроку засчитывается поражение со счетом -1:0, которое не влияет на изменение рейтингов Эло участников встречи.



Организации