Фишки

Правила игры в «5 фишек». Перевод Зеленский Р.А,2021г. (сокращенный вариант)

Цель игры. Удары

1. Цель состоит в том, чтобы набрать установленное количество очков в партии.

Спортсмены в течение всего матча наносят каждый удар по очереди.
2. a) Спортсмены набирают очки только вследствие правильного удара, т.е. по своему битку без нарушения правил, с последующим касанием напрямую или через один или несколько бортов битка соперника, не коснувшись прежде красного и не сбив прежде одну или несколько фишек.
b) Игрок, который перед, во время или после окончания удара совершает один или несколько фолов, наказывается начислением всех набранных очков сопернику совокупно со штрафными очками, предусмотренными за фол
3. Удар является правильным и спортсмену начисляются очки, если:
a) биток игрока попадает в биток соперника, после чего последний сбивает одну или несколько фишек;
b) биток игрока попадает в биток соперника, а тот попадает по красному;
c) биток игрока попадает в биток соперника, а потом в красный шар;
d) биток игрока попадает в биток соперника, потом попадает в красный и впоследствии или одновременно с этим биток соперника и/или красный сбивают одну или несколько фишек;
e) биток игрока попадает в биток соперника, тот попадает в красный и впоследствии биток соперника и/или красный сбивают одну или несколько фишек.
4. Удар считается правильным, но набранные очки присуждаются сопернику, без добавления каких-либо штрафов, если:
a) биток игрока, после соударения вначале с битком соперника, сбивает одну или несколько фишек;
b) биток игрока, после попадания в биток соперника, перемещает уже упавшую фишку, и она сбивает другую.
5. В случае неправильного удара очки присуждаются сопернику, а также назначается «удар с руки».

Подсчет и назначение очков за фишки и красный шар

1. Стоимость фишек следующая:
a) боковая фишка: 2 очка каждая;
b) центральная (красная) фишка, упавшая вместе с одной или несколькими боковыми: 4 очка;
c) центральная (красная) фишка, упавшая одна (при полном или неполном «за́мке»): 10 очков.
2. Стоимость красного шара следующая:
a) если биток игрока, после попадания в биток соперника, попадает в красный: 4 очка;
b) если биток игрока попадает по битку соперника, и последний попадает в красный: 3 очка;
c) если, при правильном ударе, оба битка попадают в красный, очки начисляются по следующему критерию: если первым красного касается биток соперника – 3 очка, если первым касается красного биток игрока – 4 очка;
d) в случае неправильного удара, приведшего к назначению «удара с руки», стоимость красного всегда 2 очка.
3. Очки за фишки и за красный складываются, составляя в сумме очки, набранные за удар.
4. Если в одном ударе набираются и правильные, и штрафные очки, все они суммируются и присуждаются сопернику.

Особые случаи


1. Шары «в контакте»:
a) когда биток игрока касается битка соперника, игрок, который должен выполнять удар, должен бить следующим образом (см. рис.):
a1) прямым ударом, но в бок шара соперника, с перемещением обоих шаров, но без права набора очков, каковые, будучи набраны, начисляются сопернику;
a2) игрой от борта или посредством массе так, чтобы биток игрока отделился без смещения битка соперника.
b) когда биток игрока касается красного, спортсмен может бить прямо в биток соперника.
В случае фола игрок, который совершил нарушение вышеуказанных пунктов, штрафуется с начислением очков сопернику. Сопернику предоставляется удар с руки.
Когда биток игрока касается борта (см. рис.), спортсмен не должен играть в направлении этого борта.

Выскочившие шары

1. Шар считается выскочившим с бильярдного стола, если покидает игровую поверхность стола.
2. Если один или несколько шаров выскакивают со стола, объявляется фол.
3. Выскочившие шары выставляются судьей для удара с руки:
a) биток нарушителя на отметку рядом с коротким бортом на половине, противоположной той, где остановился биток соперника.
b) биток соперника на половине стола, противоположной той, где после окончания удара остановился биток нарушителя.
c) красный на исходную отметку.

Сбитие фишек

1. Фишка считается сбитой с момента, когда ее основание полностью теряет контакт с сукном.
2. Фишка, которая, будучи сбитой, без посторонней помощи возвращается в начальное положение, все равно считается сбитой.
3. Фишка считается сбитой даже будучи сбитой другой упавшей фишкой. В таком случае игрок, выполнявший удар, получает очки, если такое сбитие произошло с помощью битка соперника и штрафные очки, если такое сбитие было спровоцировано его битком.
4. Фишка, оставшаяся стоять, но полностью сместившаяся со своей отметки, считается сбитой. Если в результате удара место сбитой фишки:
a) занято хотя бы частично шаром, судья удаляет фишку с игровой поверхности и возвращает ее на свое место после следующего удара, если оно освободится;
b) свободно, арбитр возвращает на свое место фишку, полностью смещенную со своей отметки;
c) если фишка, будучи задетой, не упала, но частично сдвинута с места установки, она не считается сбитой. Судья возвращает фишку точно на свое место перед следующим ударом, если это возможно.
5. Если фишка, опирающаяся на биток игрока, падает в момент удара, она всегда считается сбитой, а удар считается неправильным.
6. Если фишка, опирающаяся на шар, не являющийся битком игрока, падает даже в момент, когда опорный шар отбрасывается в направлении, противоположном точке опоры, фишка считается сбитой и очки за нее считаются соответствующим образом.
7. Фишка, упавшая сама по себе или по неигровой причине, не считается сбитой. Случайные очки, возникшие из-за такой фишки, не засчитываются.

Игра с руки

1. В случае если игрок совершает один или несколько фолов, противник получает очки за фол, а также «удар с руки».
2. По завершении удара, при котором был совершен фол, соперник нарушителя играет с половины стола, противоположною той, где остановился биток нарушителя. Шар нарушителя остается в месте, где оказался после завершения удара.
3. Игрок, выполняющий удар с руки, может решать сам:
a) играть по битку соперника в том месте, где тот оказался;
b) попросить судью установить биток соперника на его начальную отметку. Если эту отметку занимает красный, биток соперника идет на аналогичную отметку в противоположной стороне стола.

Зона для ног

1. На полу отмечаются две линии, идущие вдоль длинных бортов с продолжениями за внешние
края длинных бортов, перпендикулярно коротким бортам.
2. Игрок, выполняющий начальный удар в партии или «удар с руки», должен размещать опорные ноги целиком внутри вышеуказанных линий, даже в том случае, если касается пола не всей подошвой, а только частично.
3. Если позиция для удара позволяет только одной ногой касаться пола целиком внутри проведенных на земле линий, другая нога может пересекать эти линии, ни в один момент не касаясь никаким образом пола.

Фолы

1. Фолы ведут к назначению игроку, который готовится к удару или сделал его, штрафных очков, которые плюсуются к набранным им очкам и присваиваются сопернику.
Если во время удара совершается несколько фолов, очки, назначаемые за каждый отдельный фол, не суммируются.
2. Когда биток игрока без фола попал в биток соперника, а потом сбил одну или несколько фишек, объявляется фол. Спортсмен получает штрафные очки только за фишки и/или красный и они добавляются сопернику, но последний не получает удара с руки.
3. Следующие фолы наказываются штрафом в 2 очка, назначаемые противнику, совокупно с очками, набранными (через фишки и/или красный) в ударе, при котором совершен фол, а также сопернику дается удар с руки:
a) если биток игрока не попадает в биток соперника;
b) если спортсмен играет битком противника;
c) если биток игрока попадает, до столкновения с битком соперника, в красный, присваивается 4 штрафных очка;
d) если биток игрока, перед попаданием в биток соперника, сбивает одну или несколько фишек;
e) если спортсмен ударяет по своему битку до остановки шаров после предыдущего удара соперника;
f) если спортсмен ударяет по своему битку любой частью кия, кроме наклейки. В связи с этим уточняется, что любой кикс считается неправильным ударом;
g) если спортсмен ударяет по битку наклейкой более одного раза;
h) если в процессе удара или после его окончания один или более шаров вылетают со стола;
i) если спортсмен в позиции «шары в контакте» ударяет своим битком по битку соперника прямолинейно;
j) если спортсмен в процессе удара не касается пола хотя бы одной ногой, или во время выполнения начального удара или «удара с руки» основание его ноги касается или пересекает, полностью или частично, линию для ног, проведенную на полу;
k) если перед выполнением начального удара или удара с руки спортсмен касается шара не кием;
l) если при начальном ударе или ударе с руки биток игрока касается длинного борта в точке на другой половине стола;
m) если биток игрока перепрыгивает «за́мок» и/или красный шар перед тем, как попасть в биток соперника (см. рис.);
n) если спортсмен перед, во время или после выполнения удара сместит или дотронется до одного или нескольких шаров и/или одной или нескольких фишек (даже если они не упадут) рукой, или любой иной частью тела;