Джейсон Шоу празднует успех во Вьетнаме

Шотландец стал победителем Hanoi Open — нового турнира Мирового рейтинга «девятки» в азиатском регионе. А Фёдор Горст завоевал сердца сотен вьетнамских болельщиков.


Этот турнир во вьетнамском Ханое первоначально назывался Asian Open. Именно с ним и были связаны недопонимания «в верхах», за которыми последовали и непопулярные решения. О том, что в Ханой отказались ехать заявившиеся было поляки, мы уже сообщали. Кроме того, отозвать заявку будто бы собирался и Карло Бьядо — по крайней мере, во время одной из трансляций «коммерции» с участием экс-чемпиона так говорила его супруга, ссылаясь на письмо от Азиатской конфедерации бильярдного спорта. Но в итоге выступил, выбыв в 1/32 от руки Франциско Санчес-Руиса.
А вот чаяния болельщиков о том, что все звезды, выступавшие в Дохе на Qatar Open, доберутся до Ханоя, не сбылись. Йошуа Филлер во Вьетнам не поехал, а вместо этого покромсал соперников на Евротуре. Из тех, кого также недоставало в Ханое, можно вспомнить Алекса Пагулаяна и тайваньцев Чан Жун Линя и Ву Кунь Линя. Чувствительным ударом как для «Матчрум», так и для игрока стало отсутствие Дуонг Куок Хоанга — ведь он главная звезда пула во Вьетнаме, первый номер национального рейтинга. И произошло это якобы как раз из-за разногласий англичан с WPA. В общем, темная история, которая прояснится только с течением времени.

Итак, Asian Open превратился в Hanoi Open — по заверениям организаторов, в знак уважения к городу, который всячески содействовал проведению турнира, а также чтобы подчеркнуть те инициативы по дальнейшему развитию, которые «Матчрум» связывает с Ханоем. По крайней мере, накануне турнира было объявлено, что он станет ежегодным.

Вьетнам сейчас действительно один из центров развития пула в Азии: в стране прямо-таки бум интереса к этому виду бильярда. А такой обстановки на трибунах не было даже в Германии во время European Open. Настолько живая реакция зрителей вспоминается разве что на чемпионате мира 2007 года в Маниле, где филиппинские болельщики заполнили трибуны стадиона Araneta Coliseum, где состоялся легендарный боксерский поединок Мохаммеда Али и Джо Фрейзера. И все равно вьетнамская аудитория, пожалуй, реагировала на происходящее более интересно, добавляя особого колорита, которого очень не хватает большинству турниров подобного уровня.

В том, сколь велик во Вьетнаме ажиотаж вокруг пула, можно было убедиться летом прошлого года — когда на Игры Юго-Восточной Азии прибыл Эфрен Рейес (он, кстати, снова побывал в Ханое, в качестве особо приглашенной звезды, и провел несколько показательных матчей с вьетнамскими игроками). Новых гостей местные болельщики также чествовали с размахом, но особую любовь у них завоевал Фёдор Горст. Который старался ответить взаимностью едва ли не каждому фанату. Благодаря этой открытости трибуны активно поддерживали Фёдора в его матчах.

В Ханое продолжилась серия успешных результатов Горста, который на нескольких турнирах подряд добирался как минимум до четвертьфинала. В 1/8 финала Горст со счетом 10-4 победил двукратного экс-чемпиона мира Ко Пинь Йи.
Ко-старший стал одним из пяти тайваньских игроков, прошедших в «олимпийку» на 64 человека. На одного больше в стадии игр на вылет оказалось представителей Вьетнама. А наибольшее число — 17 — осталось за филиппинцами, и в этом повторилась тенденция Peri Open.
Однако к 1/8 финала большинство игроков с Филиппин выбыли из турнира. В игре остались только трое: Ли Ванн Кортеза, Майкл Фелисиано (финалист Peri Open) да Кайл Аморото. Двое последних сумели пройти еще один круг, войдя в восьмерку лучших. Где Аморото едва не сотворил сенсацию: 21-летний филиппинец вел в счете во встрече с Ко Пинь Чуном 8-3, а когда тот отыграл две партии, мог оформить место в следующем круге, но не забил девятку. К тому моменту Ко уже заставил оппонента заволноваться от давления, которое оказал своим преследованием.

После этого Ко Пинь Чун провернул камбэк, который уже становится его фирменным знаком в матчах с серийным разбоем. Так, в предыдущем раунде Ко проигрывал Максу Лехнеру точно так же, 3-8, и взял семь партий подряд.

Другим четвертьфиналом, который отметился особым накалом борьбы, стал поединок между Фёдором Горстом и Джейсоном Шоу. Со счета 5-5 шотландец выигрывает четыре партии и оказывается в шаге от победы. Горст отыгрывает три и близок к тому, чтобы перевести матч в решающую партию. Но внезапно направляет семерку мимо лузы, ошибаясь за три шара до конца.

Для Шоу эта победа имела крайне важное значение, так как уже было известно, что гарантированное участие в Кубке Москони — как обладателю третьей автоматической путевки в состав европейской команды — ему обеспечит выход в финал. Полуфинала было бы достаточно, не прояви себя другой претендент, 22-летний босниец Санин Пехливанович, стремящийся к своему первому крупному титулу. В очном споре Джейсон был убедительнее и одержал победу 11-2.

Во втором полуфинале Альбин Оушан и Ко Пинь Чун устроили триллер, ставший предвестником финального матча. Австриец был впереди 5-1, затем 8-5 мгновенно сменились на 8-6 после того, как на неудачном разбое Альбина на столе образовалась комбинация 2/9. В конце концов Ко, отставая 7-10, в очередной раз отыграл дефицит. В «контре» ему достался дальний и неудобный удар по двойке, и тайванец с ним не справился.

В финальном матче Шоу подзадержался на старте, Альбин Оушан выиграл первые четыре партии и мог забирать и пятую — после того как соперник атаковал девятку карамболем, но оставил ее у лузы. Австриец даже забил победный шар, но биток при этом ударе не мог удержать, и через несколько мгновений тот исчез в той же лузе, в которой трепыхался девятый шар.
К 11-й партии счет сравнялся, 5-5, но Оушан снова ушел в отрыв на пять очков: 10-5. Шоу в этот период временами выглядел побежденным и некоторые удары делал как будто безразлично.

Активная поддержка трибун помогла Джейсону воспрянуть духом, и он заиграл ярко. Самым пересматриваемым моментом финала остается красивая попытка выполнить массе по круто загнутой траектории, пусть и неудавшаяся.

А двойка, забитая от двух бортов в начале 22-й партии, вызвала такую волну восторга среди болельщиков, что на секунду стало тревожно за устойчивость стен спортивной арены. Джейсон вышел вперед 12-11 и очередным разбоем едва не забил девятку. А вступительный дуплет, казалось, открыл дорогу к победе.
Но неожиданный промах вернул Оушана в игру, и обладателя титула предстояло выявить в решающей партии. Увы для Альбина, удача отвернулась от него в самый неподходящий момент. Два соударения шаров с битком, последнее из которых стало самым коварным и роковым, отправили его в среднюю лузу. А на столе осталась рутинная позиция, с которой Шоу разобрался непринужденно, точно на тренировке.

(Фото — Taka Wu, Matchroom Multi Sport)