В когорту великих вошел еще один филиппинец

Карло Бьядо, четыре года назад ставший чемпионом мира по «девятке», присовокупил к этому титулу победу на US Open.


На этом US Open было до обидного мало игроков из Тайваня (а китайских мастеров не было вовсе), а те, что были, не впечатлили. Особенно удивил Чан Жун Линь. Финалист ЧМ-2019 по «девятке» выступил значительно ниже своего привычного уровня. В матче с Омаром Аш-Шахином он первым имел возможность забить победный девятый шар, но промазал. Со счета 7-10 игрок из Кувейта добрался до «контровой», и в этой партии Чан совершил какое-то немыслимое количество промахов. Лишь исключительное волнение Аш-Шахина, которое схожим образом уже проявлялось на чемпионате мира, позволило тайваньцу задержаться в турнире еще на один круг. Его мучения весьма наглядным образом закончил Альбин Оушан: 11-1. Австриец, в свою очередь, получил 2-11 от Шейна Ван Боунинга — который второй розыгрыш US Open подряд оказался единственным из американских игроков, кто пробился во вторую стадию турнира.

Среди 16 лучших игроков не нашлось места не только действующему чемпиону мира по «девятке» (Оушан), но и Александросу Казакису (победитель World Pool Masters), Билли Торпу, Скайлеру Вудворду, Йошуа Филлеру. Немецкий обладатель трофея, первый в новой, «матчрумовской» главе в истории US Open, который как раз и переиграл Вудворда, неожиданно проиграл Мишко Фортунскому (3-11). Остались за чертой участников 1/8 финала Джейсон Шоу, Эклент Качи (поражение от Нильса Файена) и собственно Файен — голландец выбыл в борьбе с Родриго Джеронимо.

В «олимпийку» вышли четыре представителя Филиппин — и все четверо проследовали в 1/4 финала! Хотя Эджи Джеронимо, по-хорошему, должен был вылетать от Дениса Грабе. Но филиппинцу изрядно везло в ходе всего сета, а апогеем неудачного исхода для эстонца стало то, что в «контре» соперник умудрился после промаха оставить неиграемую позицию всего лишь в трех шарах на столе. Словом, то, что первым из филиппинской четверки «отстегнулся» именно Джеронимо, довольно закономерно.

И вправду, мог ли он, даже проводя едва ли не лучший год за карьеру, справиться с игроком, который к тому времени убедительно переиграл и Филлера (11-4), и Ван Боунинга (11-5)? Двух лучших игроков мира! Сингапурец Алойзиус Япп — а это именно он показал настолько мощную игру — вслед за одним филиппинцем «принял» и другого, куда более именитого. Деннис Оркульо, который, как и Фёдор Горст, практически весь турнир оставался вне внимания организаторов (вплоть до четвертьфинала обоих так толком ни разу и не показали на ТВ), сыграл против Яппа лучше, чем Джеронимо, но итоговый счет оказался таким же — 6-11.

Состав четвертьфиналистов очевидным образом намекал, что US Open вполне может стать ареной азиатской борьбы за «сферы влияния»: на шестерых представителей Азии только двое европейцев. Максимилиан Лехнер (Австрия) отлично провел предварительную стадию, но его возможности закончились в матче с Оркульо. А Фёдор Горст… Конечно, дуплеты россиянина в матче с Наоюки Ои могли быть получше, но он все равно догнал оппонента один раз (5-5), а затем и другой, отыграв уже «минус три» (9-9). И в этот момент, когда Федя мог бы собрать еще партию-другую (а этого бы хватило и для победы), случился очередной — третий в матче! — разбой, который не принес ему забитых шаров. У японца же подобных неудачных попыток не оказалось вовсе. Разумеется, Ои собрал полученную открытую позицию и добавил следом еще партию, ставшую победной.

Для Карло Бьядо путь по сетке плей-офф выдался тернистым. В первом же круге жребий выбрал ему в соперники единственного, как выяснилось позже, игрока, которому удалось одержать победу над филиппинским экс-чемпионом мира. Первое свидание с Дэвидом Алькаиде, состоявшееся в «верхней» сетке, зафиксировало поражение Бьядо 5-11. В матче «олимпийки» Карло постоянно вел в счете, но сбросить вцепившегося мертвой хваткой испанца не удавалось. Так и доиграли до 10-10. В дебюте 21-й партии испанский Матадор допустил-таки ошибку, тогда как Бьядо успешно провел три сложных удара подряд.
И спустя несколько часов Черный тигр, как еще называют Карло Бьядо, оказался втянут в еще один изнуряющий матч! Казалось, семь выигранных подряд партий позволят ему без затруднений справиться с Джоханном Чуа. Однако тот принялся отыгрывать одну за другой, со счета 4-8 и 6-10 добившись решающей партии. И, словно чтобы подчеркнуть особую значимость момента, пирамиду для этого последнего начального удара готовили в течение пяти минут…

Большую часть этого времени рефери провел в изображенном положении. Но даже такая щепетильность, явно перешедшая грань разумного, не обеспечила падение шара на разбое. Разочарованию Чуа не было предела.

Число филиппинских надежд к полуфиналам сократилось до двух. Япп сыграл против Оркульо столь же здорово, как и ранее, со счета 2-5 выиграв 8 партий подряд (итог озвучен выше). А Бьядо в который уже раз проявил недюжинную стойкость, выдержав рывок Наоюки Ои. Японец с 0-4 довел счет до 8-4 в свою пользу, но в концовке филиппинцу удалось вернуться в игру, невзирая на постоянные проблемы с позицией на разбое. А при 9-9 и удача наконец повернулась в сторону Карло.

Финал стал одним из украшений турнира (а подобное случается не так уж и часто). Начало матча осталось за Алойзиусом Яппом. Казалось, сингапурец сумеет пронести тот высокий стандарт и надежность, которые обеспечили ему победы над Филлером, Ван Боунингом и Оркульо, вплоть до самого конца. Разумеется, победного. 8-3 в матче до 13 побед — можно ли желать лучшего?
Карло же Бьядо за три матча плей-офф проявил колоссальное терпение. И невероятную непоколебимость. И высочайшее мастерство. Теперь уже не узнать, как далеко он мог бы позволить себе отпустить молодого соперника по финалу. Но с тех самых 3-8 Бьядо выигрывает одну за другой десять (десять!) партий.

Эрл Стриклэнд, Джонни Арчер, Даррен Эплтон, Мика Иммонен, Алекс Пагулаян, Ральф Суке, Эфрен Рейес. До этого года всего семь человек в истории пула сумели объединить в своей коллекции титулы чемпиона мира по «девятке» и победителя US Open. Карло Бьядо — восьмой в этом списке бильярдных уникумов.

(Фото — Vincent Rocheford/Matchroom Pool, Erwin Dionisio)