Олег Мачтаков: «Не бойтесь любить и бороться за свою любовь»

Такого текста на бильярдных ресурсах еще не было.


Обычный вопрос о семье в исполнении Олега Мачтакова превратился в заключительной части интервью в эмоционально насыщенный и пронзительный рассказ о жизни, местами переходящий в трактат о психологии взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мало кто способен настолько интересно и откровенно поведать о своей личной жизни.

-Расскажи о себе побольше. Откуда, о своей семье. Есть ли жизнь вне бильярда? Чем занимаешься? Как, вообще, все эти годы удавалось совмещать личную жизнь с бильярдом?

— Естественно, я из Одессы. Там родился, вырос, до сих пор живу. Жена Илона, сыну Артуру 6 лет, дочке Алисе 2,5. Еще у меня две сестры – Юля и Алена. Юля окончила факультет журналистики Одесского университета, одно время была редактором журнала «Бильярд&Магазин» (на тот момент довольно качественного издания – прим.ред.). Потом уехала в Австрию, стала писательницей. Уже две ее книги вышли из печати. Кроме этого работает гидом по Тиролю, фотомоделью. В общем, у нее очень интересная насыщенная жизнь.

Алена также живет сейчас вдалеке от Одессы, в Канаде. Есть еще две двоюродных сестры в Москве — Ира и Света и одна, Лена, в Нью-Йорке, и два двоюродных брата. Один живет в Вильнюсе, второй в Одессе.

Жизнь вне бильярда? – Практически ее нет. Мне надо тренировать людей, самому тренироваться, а еще занимаюсь своим интернет-магазином. Играю на турнирах. В свободное время езжу с сыном на рыбалку, гуляю с детьми, читаю им книжки. Вообще, люблю читать, всю жизнь что-то читаю. Больше люблю лёгкую литературу – приключения, фантастику, фэнтези. Люблю смотреть фильмы. Одно время полюбил «железный спорт», потягать гантели, штангу. Но поскольку это не очень подходит для бильярда, иногда работаю только с небольшими весами. Последнее время хожу в зал на растяжку. Бильярд это такой вид спорта, где без гибкости, устойчивости, хорошей балансировки тела играть не сможешь. Так что все это делаю, чтобы улучшать игровые навыки, оттачивать мастерство.


Если говорить о своей личной жизни, начну, наверное, еще со школьных времен. В последних классах, когда начинаются первые отношения с девушками, мне это все было неинтересно. Казалось, что это рано, к тому же все мое время занимал бильярд и легкая атлетика. Я серьезно занимался бегом на короткие дистанции – 60, 100 и 200 метров, рано выполнил кандидата в мастера спорта. Мои тренеры говорили, что у меня есть неплохие перспективы. При этом дома я боролся с родителями, которые настаивали, чтобы я учился, нормально закончил школу, определился с будущей профессией, поступил в институт. А мне все это было неинтересно, я считал, что буду профессиональным бегуном и плюс зарабатывать игрой в коммерцию на бильярде. После того, как я закончил школу, мой тренер по легкой атлетике устроил меня в гидрометеорологический институт. От меня требовалось выступать за институт на соревнованиях и вовремя сдавать сессии. Также в институте была военная кафедра и мне не грозила армия. Я и пошел в институт исключительно для того, чтобы не идти в армию, а какой будет диплом, какая профессия меня абсолютно не интересовало. Мне объяснили схему, по которой нужно было учиться: за месяц до сессии мне начинать ходить на занятия, а так весь семестр можно было гулять. Я этим сполна воспользовался и начал жить своей «тайной» (от родителей) жизнью. По идее, у меня график был следующий: с утра ехать в институт, потом на тренировку по легкой атлетике, а вечером, часов в 7-8 приезжать домой. На самом деле я рано утром выходил из дома, но ехал не в институт, а в бильярдную, где и тусил весь день, со всеми играл, после чего приезжал домой «поучившись» и «потренировавшись». Так прошел первый курс. Я вовремя закрыл обе сессии, получал стипендию.

А в конце курса познакомился с девушкой с нашего потока по имени Жанна. Начались какие-то отношения, но тут настало лето и я с головой погрузился в коммерческую игру. Все остальное мне было по барабану. Летняя пора оказалась очень удачной. За лето я выиграл около 1000 долларов (на дворе 1994 год – исключительно серьезные деньги для студента-первокурсника – прим.ред.). Начался второй курс. Я чувствовал себя очень уверенно. «На кармане» постоянно хрустели «баксы». Стипендия тогда у меня была около 5 долларов, а тут целая тысяча. Я уже начал понемногу кутить. Чтобы произвести впечатление на Жанну, я пригласил ее в кафе вместе с тремя подружками. Посиделки мне обошлись в 10 долларов, с которыми я легко и непринуждённо расстался. В общем, начали мы все время проводить с Жанной. На бильярд я стал «забивать». Пары мы тоже пропускали, с нашими друзьями все время где-то «зависали». Легкой атлетикой тоже перестал заниматься, к тому же порвал бицепс бедра, мне перестали помогать в учебе. Закончилось это все печально, мы завалили зимнюю сессию, и нас обоих выгнали из института. После этого и я, и она поругались с родителями. Жанна ушла из дома, и стала снимать квартиру. Очень скоро я также покинул дом и стали мы жить вместе. Жили мы на ту «летнюю» тысячу, которая постепенно заканчивалась. К тому же, ругались мы с ней – она не любила бильярд, считала это тупым занятием. Но вскорости пришли наши родители, видя, что нас не переубедить, сказали: «Хотите – женитесь». Сыграли мы свадьбу, восстановились в институте и, пропустив год, снова начали учиться на втором курсе. И ее, и мои родители нам помогали, снимали нам квартиру, но мы быстро надоели друг другу, поняли что у нас нет ничего общего, и спустя полтора года мы разбежались. Как раз накануне моего двадцатилетия. Я вернулся домой. К этому времени мы уже снова «забили» на учебу, и нас второй раз выгнали. Кстати, если бы я закончил институт, то предсказывал бы погоду. Но я его не закончил.


Пожив немного с родителями, которым, естественно, мой образ жизни и нежелание учиться совершенно не нравились, я переехал к бабушке, где режим был намного более вольный, и принял решение снова играть в бильярд.

И вот я иду в свою родную бильярдную в парке Шевченко, захожу и понимаю, что она доживает свои последние дни. Спрашиваю у маркера:
— Что случилось?

— Да вот, открылась новая бильярдная в центре города, на улице Екатерининской – «Ретро». Все перешли туда. Техническим директором там работает «Фриц».

— Давайте, — говорю, — мой кий, я тоже пойду туда.

— А все кии уже разобрали.

— Как, но мой же должен быть.

— Посмотри вот там.

— Подхожу, лежат какие-то дрова, и среди них вижу свой кий. Вернее, нижнюю половинку от него. Делать нечего, взял ее, думаю, отдам какому-то мастеру, попрошу сделать, все равно будет дешевле, чем заказывать новый. Захожу в «Ретро», а там маркером работает мой старый знакомый по парку Шевченко Славик Винокур. Рядом сидит какой-то грузин:

— Хочешь поиграть? Давай со мной.

Я понимаю, что надо начинать с чего то. В кармане последние восемьдесят долларов. Стали играть по 10 долларов партия. И я прихожу в шок. За те полтора года, что я не играл, все изменилось. Я всю жизнь играл старыми шарами, а тут появился «Арамит». Сукно другое, борта другие, все совсем не то, к чему я привык. И игра моя стала значительно хуже. В общем, в борьбе проиграл я все свои деньги. Ушел грустный домой, но, делать нечего, постепенно все равно начал ходить в эту бильярдную.

В какой-то момент спрашиваю у Славика, можно ли где-то устроиться маркером. Он отвечает, что кто-то его профинансировал, открывается бильярдная, где он будет техническим директором и готов взять меня маркером. И вскоре, в центре города, на улице Маразлиевской открывается бильярдная во Дворце студентов. У нее даже названия не было. И я каждый день хожу на работу. Пока я не работал, назанимал деньги. Начали капать проценты, проценты на проценты. Так что работал почти круглосуточно, чтобы, для начала, отдать долги.

Работал, в клубе стояли пуловские столы, Славик научил меня играть в «восьмерку», «девятку». С утра до вечера у меня был бесплатный доступ ко всем столам, были неплохие чаевые, была коммерция, играли там же в карты, в нарды, мог понемногу «примазать», «войти в долю». Я начал «оживать». Отработал полгода, рассчитался со всеми долгами. Но, всему приходит конец. Когда ты работаешь маркером, а у тебя директор, который раньше сам был маркером, и знает всю эту кухню, начинаются определенные разногласия. К тому же, клуб не приносил особого дохода, и вскоре человек, вложившийся в него, решил, что ему это больше неинтересно. Славик Винокур к тому времени уже крепко стоял на ногах и с друзьями открывал клуб «Золотой Дюк».

Первое неудачное супружество оставило в моей душе очень тяжелый отпечаток. Я был морально травмирован, понял, что мужчины и женщины не только отличаются внешне, но мозг у них работает совершенно иначе. А женскую логику понять совершенно нереально. Решил, что больше не хочу никаких серьезных отношений. Общался с девушками, но всем сразу говорил, что к серьезным отношениям я не готов. Так как был женат, брак был неудачным, и для меня это больно. Но после этого большая часть девушек сразу хотела, чтобы я поверил в существование любви, и проявляла ко мне интерес. Они искренне верили, что я все равно в них обязательно влюблюсь. Я понял, что можно манипулировать девушками. Меня эта тема заинтересовала, я стал скупать литературу по взаимоотношениям мужчины и женщины. Прочитал несколько книг, втянулся, начал серьезно интересоваться психологией.

Ну так вот, продолжим. Открыл Славик бильярдную на Приморском бульваре возле морвокзала. Я стал к нему ходить, мы снова начали все больше и больше общаться. В 1997 году мы с ним съездили на первый мой турнир в Запорожье. Эта поездка нас очень сблизила. Постепенно дела мои пошли в гору.


А в 2001 году на турнире в Киеве познакомился с Олей. Она показала мне Киев, потом я познакомился с ее мамой. Стал, так сказать другом семьи. И даже потом, когда она вышла замуж, родила ребенка, я приезжал к ней в гости. Рассказываю это потому, что в дальнейшем она сыграет очень важную роль в моей жизни.

Дома я по-прежнему много работал, девушек, с которыми встречался раздражала моя манера общения. Я доставал блокнот, показывал свой график тренировок и говорил: «Я могу с тобой встретиться, но у нас будет только три часа. С такого времени до такого. И можешь определить сама, куда ты хочешь пойти – в ресторан, кино или ко мне домой». Многих это просто бесило.

В 2004 году произошла такая история. Ко мне начала ходить на тренировки очень красивая девушка, что-то среднее между Анджелиной Джоли и певицей Бейонсе. Она как-то пыталась со мной сблизиться, но у меня всегда было золотое правило: «не иметь отношения с ученицами». Так было и на этот раз, но вмешался случай. Какой-то состоятельный человек в Липецке захотел, чтобы его сын научился играть в бильярд. Приехал парень лет двадцати. Мы с ним пару недель занимались. А тут открывается летний сезон в клубе «Ибица» — самом крутом клубе в Украине, на берегу моря. И я, чтобы проявить гостеприимство, приглашаю его на это мероприятие. Мы пошли, хорошо «приняли на грудь». А тут подходит эта моя ученица Джоли-Байонсе. Кстати, звали ее Инна. И, в общем, завязались у нас отношения, по пьянке я даже как-то не понял, как все произошло.

Она была из богатой семьи, все время меня тянула на какие-то крутые мероприятия. Наши отношения продлились года полтора, но в силу моей занятости, ее высоких запросов, мы расстались. Я получил очередную душевную травму, посчитал, сколько выбросил денег за это время непонятно куда, сколько еще не заработал (хотя именно в это время я стал вторым на чемпионате мира, что крайне удивительно), и решил, что так больше не хочу.

Как мне говорили некоторые друзья, которые тоже были против серьезных отношений: «В любви есть два варианта: либо ты будешь кого-то любить, либо ты будешь позволять любить себя. Обоюдная любовь – это сказка». Я решил перейти на второй вариант: позволять любить себя.

Продолжал читать книжки по психологии, стал смотреть фильмы на эту тему. Мои любимые фильмы в то время были «О чем говорят мужчины», 1 часть, «Правила съема. Метод Хитча» с Уиллом Смитом и Евой Мендес, «Пикап. Съем без правил», «Энциклопедия разводов (Нарушая все правила)» с мировой звездой Джейми Фоксом. Все эти фильмы я смотрел по много-много раз, выучил их наизусть. Они стали своеобразным экзаменом для моих знакомых девушек, которые приходили ко мне в гости. Я ставил им эти фильмы, наблюдал за реакцией, задавал вопросы. Все это было мне очень интересно.

Тут опять произошло следующее событие. Был у меня ученик Сергей Гниляков. Старший. Отец Сергея Гнилякова-младшего, который потом тоже станет моим учеником. Долго Сергей у меня занимался, мы с ним подружились. А у него была IT-фирма, которая торговала компьютерной техникой. И как-то мне Сергей говорит: «У нас каждый год проходит в Киеве командный турнир по бильярду между компьютерными фирмами. Я тебя устрою к себе кладовщиком, дам одного сотрудника, ты его потренируешь и мы втроем поедем на этот турнир». Приезжаем в Киев в известный тогда клуб «Статус». В клубе тренировались Паринцев, Безуглов, Тарасюк, а маркером работала Таня Крайнова. Проводил турнир Игорь Шевченко, известный на то время судья. Меня увидел, челюсть отвисла. Но Гниляков показал мою трудовую книжку, все в порядке. Правда после первого же дня наша команда вылетела. Вечером пошли мы с Сергеем в ресторан, он общался со своими друзьями, они узнали, что я профессиональный бильярдист, захотели поиграть со мной. Решили заказать ВИП-зал в «Статусе». Звоню Тане Крайновой, она отвечает, что не на смене, дает телефон своей сменщицы. Созвонились, заказали ВИП-зал.

Приезжаем, вижу очень симпатичная девочка, сама играет в бильярд. Зовут Юля, фамилию говорить не буду. Она в свое время участвовала в турнирах, старые игроки ее знают, но а новым особо и не надо. Пообщались, потом я еще несколько раз приезжал в Киев, встречался с ней. Через какое-то время она переехала ко мне жить. Мне всегда казалось, что если есть общие интересы, что если моя девушка также увлекается бильярдом, то это должно сближать. Так что, когда мы с Юлей начали вместе жить, я был счастлив. Думал, все. Вот тот человек, который будет меня понимать. Оказалось, что все наоборот. И это самое страшное, что можно себе представить. Когда ты бильярдист, и она бильярдистка, это сильно усложняет жизнь. Она все время хочет, чтобы ты с ней и поиграл, и потренировал, и целый день с тобой в бильярдной. От этого можно сойти с ума. Плюс она была страшно ревнивая. Ездили на турниры, у меня куча знакомых, я не мог ни с кем пообщаться, Юля постоянно устраивала скандалы. Снова прошло полтора года, как и в прошлых взаимоотношениях, и я окончательно понял, что одесский климат не для Юли, она к нему никогда не привыкнет. Посадил ее на поезд, и решил что теперь уже точно ни с кем никогда не будет никаких серьезных отношений.

Я снова окунулся в свою привычную атмосферу отношений без обязательств. Шлифовал свое умение общаться с людьми. У меня появлялось все больше учеников, в основном это были состоятельные люди. Владельцы ночных клубов, пляжей, ресторанов, банкиры. Один вообще поставил бильярдный стол прямо в ресторане. Мы там и гуляли, и играли, не выходя из ресторана. Меня стали приглашать на различные мероприятия.

И вот так мне жилось очень здорово, но до поры до времени. В какой-то момент я понял, что моя жизнь превратилась в «день сурка». Только в этих днях меняются декорации, лица и тела. Бильярд отошел на самый задний план. Я работал, конечно, но так уже, по накатанной. Большинство моих учеников были людьми очень далекими от бильярда, так что я и сам скатился, и стал очень плохо играть. Но хорошей игры от меня и не требовалось. Нужны были совсем другие качества, чтобы ко мне ходили «жирные» клиенты.

Через какое-то время я стал понимать, что это скучная ненастоящая жизнь. Начал «морозиться» от всех этих приглашений. К тому же наша страна пережила несколько кризисов. Многие из моих учеников, у которых раньше были полные карманы денег, стали банкротами. Было масса предложений от моих учеников такого плана: «Я у тебя покупал кий за две тысячи долларов, возьми назад за тысячу». Я начал возвращаться к прежней жизни, снова стал выезжать на турниры. А тут позвонила Оля из Киева, о которой я уже говорил. Мы общались с ней все эти годы, я подружился с ее мужем. Она работала топ-менеджером в сети обувных магазинов и приехала Одессу по делам. С ней приехала ее заместитель, и она предложила вечером встретиться втроем.

Встретились, я их сводил в Аркадию, затем в клуб «Капитан Морган» (кто будет в Одессе- обязательно сходите, очень интересно, во всяком случае было раньше). Так я познакомился со своей будущей женой Илоной.


Ну а пока они вернулись в Киев, а я продолжал жить той жизнью, которая мне все менее была интересной. С Илоной периодически созванивались, иногда встречались, когда она приезжала в Одессу. И вот, перед новым 2012 годом я ей звоню, предлагаю приехать ко мне и встретить Новый год. Илона согласилась, приехала. Мы сходили к моей маме, встретили так сказать в домашнем кругу – тепло, уютно. Илона собиралась приехать на 2-3 дня, а в результате осталась у меня на весь отпуск. Когда она уехала, мы каждый день созванивались, прошло еще пару месяцев, и я сказал: «Увольняйся с работы, приезжай ко мне». Илона ответила: «Я согласна». И приехала ко мне. Оля была в шоке: «Это ж хорошая девочка, а ты всегда говорил, что не создан для семьи». Да, я так думал, но все изменилось. Тихая семейная жизнь, воспитание детей – это очень дорого стоит. Мы стали жить вместе, расписались, съездили в свадебное путешествие в Испанию. У нас родился сын, а спустя три года – дочка.


Я присутствовал на родах и первый, и второй раз и очень рад этому. Те, кто не видел рождение своего ребенка – многое потеряли. Поделюсь таким наблюдением: когда я жил без семьи, то чувствовал, что остановился в своем внутреннем развитии. Шли годы, я взрослел, а мое восприятие мира оставалось на том же уровне. Когда у тебя нет ответственности за детей и семью, ты деградируешь. Я запрыгнул в последний вагон семейной жизни, и очень этому рад. Моя самая большая радость, что у меня есть жена и дети, а самая большая печаль – что это произошло так поздно. Не факт, увижу ли я внуков, а мне очень этого хочется. Я женат уже восемь лет, и очень счастлив.

В заключение хочу всем дать один совет. Не повторяйте моих ошибок. Не бойтесь любить и бороться за свою любовь. Это как на бильярде: когда вы только начинаете выступать на турнирах, то редко кто сразу одерживает победы. Обычно вначале вы всегда будете проигрывать. Но каждый проигрыш – еще один шаг к вашему успеху, к вашей настоящей любви. Вы приобретаете опыт, начинаете лучше разбираться в себе, и ваша уверенность в своих силах только растет. Если вы не отступите, то обязательно найдете свою половинку, потому что где-то она обязательно есть.

На фото (сверху вниз, фото кликабельны):
Илона и Олег Мачтаковы.
Семья Мачтаковых.
Сергей Гниляков-младший, Сергей Гниляков-старший, Илона и Олег Мачтаковы.
Олег и Илона.
Библиотека психлологической литературы Мачтакова.
Илона и Олег Мачтаковы, Ольга и ее муж.
Олег и Илона.
Олег Мачтаков на родах.

В предыдущих частях интервью:
Если что-то не получается, это не получается у тебя в голове
Выиграл два турнира, пару месяцев потренировал и купил трехкомнатную квартиру
Заключил контракт с «Weekend» и попал в немилость...
Коммерция — это здорово