Виктор Липовский: «Чтобы хорошо судить, нужно понимать игру»

Очередным собеседником пресс-службы МСБС стал Виктор Михайлович Липовский, за плечами которого судейство на чемпионатах России, Европы и мира.


Также Виктор Липовский работает на Кубке мэра Москвы и Кубке Кремля в качестве главного судьи.

- Как вы попали в судейский корпус?

- В 2002 году жизнь сделала крутой поворот, и я выбирал себе новую профессию. Осознанно решил связать жизнь с бильярдным спортом, которым давно увлекался. Поэтому я поехал в Москву в институт физической культуры и спорта на обучение к Аркадию Львовичу Лошакову. Получил сертификат тренера по бильярдному спорту. Начал работать директором по бильярду в первом бильярдном клубе Нижнего Новгорода – БК «Карамболь».

Я участвовал в чемпионатах России, два раза входил в 32 сильнейших. Начал проводить в своем клубе турниры, а с 2003 года уже стал принимать участие как судья и в чемпионатах России.

- Какой первый крупный турнир вы судили?

- Моим первым международным турниром было юношеский чемпионат Европы 2004 года в Минске. В нем играли Паламарь, Курманаев, Дрангой, Курта, Моиссенко, а выиграл украинец Кононенко.

- А какое было самое дальнее расстояние, на которое вы летали в качестве судьи?

- Чемпионат мира в Якутске в 2013 году. Мне повезло, что рядом со мной сидел Слава Аракелов, очень позитивный и веселый человек, и весь полет прошел в его шутках и прибаутках.

- Какой режим и распорядок дня у главного судьи на крупных турнирах?

- Практически на всех турнирах главный судья приходит на арену первым и уходит последним.

- Бывает ли у рефери мандраж, когда они судят финальный матч крупного турнира у стола?

- Да, есть такое. Хоть полуфинальные встречи и являются своеобразной тренировкой перед финалом, в главной встрече появляется больше зрителей, телевизионщики устанавливают камеры на каждом углу, поэтому нужно и не мешать болельщикам, и ТВ-трансляции, а также следить за соблюдением правил игры. Поэтому на финале работают два судьи (а почему в снукере, где у судьи работы в разы больше, работает один судья? –прим.ред.).

- Есть ли у вас любимый турнир или город для судейства?

- Мой любимый турнир - это Кубок Кремля. Нравится его торжественность, вплоть до мелочей, необыкновенная атмосфера, обстановка, большое количество ТВ-столов, ощущение значимости этого мероприятия для всех, даже самые впечатляющие и эффектные кубки. А также, очень большое количество иностранных игроков. Для меня это всегда особенная ответственность перед множеством игроков и большим количеством зрителей.

- Тяжело ли при полной календарной загрузке справляться с таким большим количеством соревнований?

- Я считаю, уж лучше больше турниров, чем самоизоляция.

- Какой у вас самый длинный период отсутствия дома?

- Две недели, когда после чемпионата в Кыргызстане проходил Кубок мира в Москве. В этом году я должен был судить в Екатеринбурге взрослый и юношеский чемпионат России с 18 по 30 марта, но произошли всем известные события.

- Были ли в вашей практике сложные судейские ситуации, где необходимо было принять ответственное решение?

- Да, были. В финале чемпионата мира я сделал предупреждение Ярославу Тарновецкому, когда он оставлял мелок, как метку на борту (грандиозная ответственность! – прим. ред.).

- Знаем, что помимо судейства вы сами выступаете на ветеранских турнирах. Что вам больше нравится: играть или судить?

- Это сложный вопрос, все взаимосвязано. Чтобы хорошо судить, нужно понимать игру.

- Какой был самый яркий матч в вашей игровой карьере?

- В прошлом году я играл полуфинал на чемпионате России среди ветеранов в Пензе. И уступил, хотя были хорошие шансы на победу. В итоге бронзовая медаль.

- С кем из самых титулованных мастеров вам приходилось встречаться за бильярдным столом?

- В 2002 году на чемпионате России в Москве я играл с Ильей Киричковым, который только что стал чемпионом мира. А недавно в Воронеже в январе я играл четвертьфинал Золотой лиги с Эдиком Галиянцем.

- Вы также практикуете бильярдные фокусы и трюки, как вы этому научились?

- Когда я проходил обучение у Аркадия Львовича, узнал, что он перевел книгу Бирна «Бильярдные фокусы и трюки». В бильярде меня интересует абсолютно все. После прочтения книги у меня возникло желание попробовать повторить некоторые из них. Позже я приглашал Михаила Мосина на пятилетие клуба «Карамболь», он также подлил масла в огонь своими фокусами. В итоге, у меня сформировалась своя программа выступления и на пуловском столе, и на русском, которую я показываю на крупных корпоративных турнирах. Кстати, даже с женой мы познакомились благодаря артистическому бильярду.

- Одна из ваших основных профессий – тренер по русскому бильярду. При вашем сложном графике удается ли полностью отдаваться этому занятию?

- Как я уже говорил, я тренирую с 2002 года. Сейчас я провожу занятия онлайн, поскольку сейчас действует режим самоизоляции. Все нюансы таких тренировок уже отлажены. В дальнейшем это позволит мне вести тренировочный процесс беспрерывно.

- Вы проводите турниры в Нижнем – расскажите о формате.

- Я провожу турниры не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах. Обычно это корпоративные турниры. А в Нижнем Новгороде я организую различные турниры среди любителей. Троеборье, двоеборье, парные соревноания. «Десятка Липовского» - придуманная мной игра, где в следующем ударе должен принимать участие оставшийся шар после забития один шар цветной 70 мм, который стоит два шара. И самый распространенный в Нижнем Новгороде турнир - Ташкент («Колхоз»), который я привез из Москвы. На эти мероприятия собираются около 30 человек.

- Есть ли помимо бильярда у вас другие увлечения?

- Летом, когда ученики уходят в отпуск, а дети на каникулы, я много играю в большой теннис. С Антоном Игониным мы как-то в Хантах скрестили ракетки, очень благодарен ему за приятно проведенное время.

- Какая у вас самая любимая дисциплина в бильярде?

- Конечно же, «Десятка Липовского»! А если без шуток, то комбинированная пирамида. В Золотой лиге и сеньорских турнирах играю в московскую пирамиду. Так исторически сложилось, что, когда я начинал играть в бильярд, все играли только в неё.

- Как вы считаете, в связи с ростом уровня игры у спортсменов, необходимо ли усложнять дисциплины?

- Прежде всего я думаю будем увеличивать количество побед во встрече.

- Как вы считаете, бильярд когда-нибудь сможет претендовать на попадание в олимпийскую семью?

- Мне вспоминается смешной эпизод из фильма «Курьер», где идет разговор о мечте. Да, я мечтаю о великом – чтобы русский бильярд стал олимпийским видом спорта, чтобы спорткомитеты и министерства спорта вкладывались не только в гольф, керлинг, бадминтон и тому подобное, но и в бильярд.

- Если говорить о вас не как о судье, а как об игроке, есть ли спортсмен, чей стиль вам импонирует?

- Да, это легенда русского бильярда Гиви Анфимиади. Всегда смотрю игры с его участием. На таком высоком уровне он соревнуется на протяжении нескольких десятков лет. Когда я принимал участие в чемпионате России, он уже давно играл. Я судил его встречу с Юрием Пантелеевым, который уже не играет. А Гиви до сих пор показывает мастерскую игру.

- Соскучились ли вы уже по турнирам и хотели ли бы что-то сказать бильярдной общественности?

- Уже 30 марта я соскучился по бильярду. Я так надеялся играть Золотую лигу в Екатеринбурге с 3 по 6 апреля в БК «Антей». Всем любителям бильярда хочу сказать, чтобы вы все постарались из этой ситуации выйти с максимальной пользой. Пересматривали встречи, анализировали и подтягивали себя в позиционной игре. Ну и не забывали о физической форме.

Московский союз бильярдного спорта.




- Были ли в вашей практике сложные судейские ситуации, где необходимо было принять ответственное решение?
- Да, были. В финале чемпионата мира я сделал предупреждение Ярославу Тарновецкому, когда он оставлял мелок, как метку на борту (грандиозная ответственность! – прим. ред.)
+1 к сарказму. Этим злодеям страшно делать замечания наверно, мало ли что могут за это сделать... вот и спорт и поведение, что все что нужно знать о спортсменах в РБ

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.