О русском бильярде. Часть 2

От чего зависит зрелищность игры на бильярде ? Как соотносится сложность технических и тактических задач игры на бильярде с мастерством игрока и зрелищностью игры для зрителя ?

Развитие бильярда в мире

Port & King - сыгрывание шара и карамболь

В настольном крокете, ставшим отправной точкой в развитии разных ветвей бильярда, в качестве мишеней для ударов шаров использовались Port (арка) и King (столбик). Причём, сравнительные размеры диаметра шара, ширины проёма арки и толщины столбика таковы, что сложность попадания шаром в створ арки или в столбик одинакова. Как и во многих играх, инвентарь и правила игры имитировали сюжеты из жизни людей. Так, прохождение шара через арку ассоциировалось со смертью персонажа (шара), а касание столбика (King - король на английском) ассоциировалось с получением благ. Поэтому, через арку стремились провести шар соперника, а столбика коснуться своим шаром. Таким образом, сыгрывание битка соперника в арку и карамболь своего битка о стлбик были смыслом игры в настольный крокет, а случайное сыгрывание своего битка было символом несчастья.
С появлением лузных столов и третьего шара, ликвидация арки и столбика было естественным шагом, так как суть игры (сыгрывание прицельных шаров в лузу и делание карамболя по красному шару) осталась прежней.
Однако, сыгрывание прицельного шара и делание карамболя технически совершенно разные задачи. При сыгрывании ПШ важнейшим является глазомер, попадание в резку. При делании карамболя, поскольку отскок катящегося битка от шара соперника идёт по искривлённой траектории, важен в первую очередь размер удара. Эта разница определяет субъективность сложности выполнения того и другого, зависимость от темперамента и ментальности игрока. В этом кроются корни того, что в одних странах преимущественное распространение получил безлузный карамбольный бильярд, в других странах, наоборот, лузный бильярд. И того, что в лузном бильярде (Снукере, Пуле, дореволюционном Русском Бильярде) не использовалось сыгрывание битка в лузу.

Техника и тактика - артистизм и прагматизм

Ментальность игрока влияет и на манеру игры на бильярде. Одни получают наивысшее удовольствие от исполнения сложного, неожиданного удара, другие находят большее удовлетворение в безошибочной реализации плана игры. Давно замечено, что высококлассные игроки делятся на «артистов» и «промышленников». «Артисты» обладают филигранной техникой ударов, предпочитают рискованный стиль игры. «Промышленники» предпочитают не рисковать, не ошибаются на простых ударах и сильны в тактике игры. Предсказать результат поединка «Артиста» с «Промышленником» непросто, потенциально «Артист» сильнее, но в его игре чаще возникают перепады, в то время как «Промышленник» отличается стабильной игрой. Разные виды бильярда по разному соответствуют ментальности игроков. Так Карамболь, в особенности трёхбортный, где важен каждый результативный удар и практически не используются тактические удары (отыгрыш), больше соответствует темпераменту «Артиста». В Снукере, напротив, важно стабильное сыгрывание относительно простых шаров в типовых позициях с типовыми выходами, а также тактическая изобретательность в постановке и выходе из снукера, поэтому он больше соответствует темпераменту «Промышленника». Пул в этом отношении разнообразнее, некоторые игры на нём более соответствуют «Промышленникам» (Восьмёрка, Ротация), некоторые «Артистам» (Девятка, Десятка), есть и универсальные (В одну лузу). Пожалуй, это можно объяснить многонациональным характером эмигрантов сформировавших американскую нацию.

Бильярд - Ремесло или Искусство ?

Трансляции Снукера смотрят миллионы людей, многие из которых снукерный стол вживую ни разу не видели. Что удерживает их у телевизора ? Полагаю то же, что и заставляет человека слушать музыку, разглядывать картину, читать книгу, то есть удовольствие от восприятия чьего-либо творчества. Притом, несомненно, что для этого объект потребления должен нести ощущение красоты, гармонии, то есть обладать тем, что называется «искусство». Произведение этого искусства за бильярдным столом (картину) пытаются создать профессиональные игроки. Для них игра, это в первую очередь ремесло, технические и тактические приёмы (краски на холсте), как и нюансы правил (композиция картины) им хорошо известны и натренированны.

Слагаемые красоты бильярда.

Из чего складывается ошущение красоты, гармонии произведения искусства ? Несомненно, цвета красок и сами по себе несут эстетическое содержание. Так в музыке минорный лад ассоциируется с лирической, грустной окраской, в то время как мажорный с весёлой, торжественной. Эстетическую нагрузку также несут пропорции картины, её составных частей, в музыкальной гармонии это соответствует соотношениям главных ступеней лада (тоники, доминанты, субдоминанты). Но это всего лишь средства, которыми умело пользуется талантливый художник. Главное в создании красоты – умение передать движение, настроение, вызвать ассоциации у зрителя, его эмоции.
Также и красота бильярдного поединка складывается из нескольких составляющих : эстетичной визуализации (внешний облик инвентаря и игроков), совершенства и разнообразия технических и тактических приёмов (палитра красок), совершенства инвентаря и соответствия ему правил игры (гармония пропорций картины), но главное - в динамизме борьбы (настроение картины). Именно интрига противоборства в первую очередь удерживает зрителя при просмотре трансляции бильярда.

Тенденции развития Карамболя, Снукера, Пула

Рассмотрим тенденции развития разных видов бильярда с точки зрения их красоты для зрителей.

Карамболь, как было сказано, сам по себе артистичен, поэтому французы отказались от сыгрывания прицельного шара, да и от луз вообще. Однако с ростом мастерства игроков, красоте восприятия карамбольной игры стало мешать уменьшение динамизма игры и отсутствие борьбы из за слишком продолжительных серий игроков. Изменениями правил, принятыми в зонном, а потом в бортовом и трёхбортном карамболе, постоянно поддерживался оптимальный уровень напряжения борьбы в поединках лучших мастеров и в то же время стимулировался рост мастерства всех игроков. Средняя серия результативных ударов в современном трёхбортном карамболе в исполнении мастеров игры 1.5-2.5, то есть потенциал современных правил игры далеко не исчерпан. Подчеркну – новые правила создавались для игры профессионалов, с целью максимального удовольствия от просмотра их игры для зрителей.

Снукер, как было сказано, предрасполагает к прагматичной игре, и его красота обуславливается в том числе и тактической борьбой. Потенциал заложенный в игру при её изобретении 135 лет назад был достаточно высок, и несмотря на рост мастерства ведущих снукеристов за это время, красота его не поблекла, так как борьба сохраняется почти в каждом фрейме. Отметим также и известный консерватизм английской нации, уважение и сохранение традиций. Однако, случаев выигрыша партии с подхода (в том числе и с максимальным брейком) всё больше. Не случайно, в настоящее время ведутся дискуссии об изменении правил Снукера с целью увеличения динамизма и соперничества в игре.

Само появление Пула связано со стремлением его изобретателя Майка Фелана к упрощению технической составляющей английского бильярда, с целью привлечения в него новых любителей, придание Пулу массовости. Появление новых игр для нового инвентаря (Стрейтпул, Восьмёрка), значительно уступающим в тактике существующим до этого играм (15 шаров, В одну лузу), преследовало ту же цель – массовость за счёт простоты, даже в ущерб истинной красоте лузного бильярда. В значительной мере, это объясняется коммерческим интересом Фелана, владельца бильярдной мануфактуры, прибыли которой зависели от количества продаж инвентаря, а не от качества игр на нём. Его неординарные популяризаторские способности (он написал несколько книг о бильярде, множество статей в издаваемом им журнале на бильярдную тематику) немало способстввали ему в деле распространения Пула в Америке. Однако профессиональные игроки находили возможность вдохнуть и в упрощённый инвентарь достойное тактическое содержание. Так появилась «Девятка», «Ротация», «Bank pool»(дуплеты), позже возродилась «В одну лузу». Вообще же, развитие (в большей части распространение) Пула в Америке (да и в мире в целом) диктовалось бизнесом, а достижения Пула как искусства игры на бильярде за прошедший период хотя и есть, но их вряд ли можно сравнить с таковыми в Карамболе и Снукере.

Тенденции развития Русского Бильярда

Как говорилось в Части 1, безлузный карамболь не получил развития в России, и после непродолжительного увлечения им в 18-ом веке, он постепенно исчез из употребления. Игры на лузном бильярде начального периода характеризовались разными параметрами инвентаря (шаров, луз, столов) и приёмов игры (сыгрывание шаров, карамболирование), но к 1850 г. определилась тенденция, сформулированная Фрейбергом в стандарте на инвентарь (большой 12-ти футовый стол, большие 70 мм шары, строгие 74-76 мм лузы с малыми радиусами скругления губ и длиной устья). Такое сочетание параметров инвентаря не случайно. Крупный шар позволяет более точное прицеливание по нему наклейкой кия, а значит и более точную траекторию движения (и вращения) битка можно задать/контролировать. Это необходимо для сыгрывания шаров в строгую лузу, ведь допустимая ошибка в ударе весьма мала. Большой же размер стола также необходим для демонстрации точного удара крупными шарами. Малые радиусы скругления губ и малая длина устья луз (по сравнению с пропорциями луз английского бильярда) предназначены для увеличения приёмистости луз, воспрепятствия застревания шаров в створе строгих луз. Шар должен либо упасть в лузу либо отойти от неё. При таких параметрах инвентаря, сделать карамболь, в целом, значительно проще, чем сыграть шара, так как ширина мишени при прицеливании сыгрывания шара 4-6 мм (или даже меньше при ударе с острого угла), а при прицеливании карамболя 140 мм (или даже больше, если третий шар у борта ). Поэтому и игры на Русском бильярде основной акцент делали на сыгрывании шаров, а карамболь учитывался только при наличии сыгрывания прицельного шара. В этом, по моему мнению, кроется причина того, что в Русском Бильярде дореволюционного периода не использовалось сыгрывание своего шара. Оно противоречило карамболю. И смысл Русского Бильярда (и инвентаря и правил) сводился к сыгрыванию прицельного шара в строгую лузу (для чего нужен исключительный глазомер и владение прямым ударом), при этом делая карамболь битком по третьему шару (для чего нужен контроль размера удара и умелое применение винтов). То есть к полному контролю траекторий обоих шаров при ударе. Эта задача сложнее задачи простого, зонного и однобортного карамболя, она сравнима по трудности с задачей трёхбортного карамболя.
В других дореволюционных играх на Русском бильярде, где не использовалось карамболирование, было много шаров. Соответственно, при покладке прицельного шара, необходимо было либо выйти битком под следующего «чужого», либо надёжно отыграться. При наличии большого количества шаров на столе это не так лёгко, то есть задача контроля битка при сыгрывании прицельного шара остаётся. Делание карамболя как бы присутствует в замаскированном виде.

После революции, развитие Русского бильярда по наметившейся тенденции, прервалось. Появившаяся «Американка», в которой битком может выступать любой шар, а карамболь не засчитывается, сделала контроль битка при сыгрывании прицельного шара неактуальным. Зачем делать выход или отыгрываться своим шаром, если атакующих возможностей и так предостаточно, а надёжно отыграться невозможно? С другой стороны, упростившаяся задача игры способствовала распространению Русского бильярда (как и в Пуле в своё время).
Логичное появление в «Американке» сыгрывания своего шара, сформировало новую цель Русского Бильярда : сыгрывание своего ИЛИ чужого шара в строгую лузу. Это способствовало освоению приёмов сыгрывания битка, ранее не известных русским игрокам. Однако, такая цель сравнительно проста и неудовлетворённость этим побудила передовых игроков к поиску новых форм игры на Русском Бильярде, формирование новой, достойной цели. Так появились игры «Московская», позже «Невская», в которых игра одним шаром подразумевает целесообразность контроля битка в игре, однако именно возможность сыгрывания битка мешает постановке сложной цели. Потому, что сыгрывание битка на тихом ударе сводит смысл игры просто к кладке одного шара. Состояние Русского Бильярда в наши дни можно охарактеризовать следующим образом : совершенное владение кладкой своих и чужих шаров при отсутствии игры воплощающей достойную, соответствующую совершенству кладки, цель.




В задачи любой спортивной федерации входит, в первую очередь, популяризация своего вида спорта. Что-то я не видел результатов ЧМ по БС ни в одном из средств СМИ, не считая БС, ЛЛБ и т.д... Видимо, пропустил.
Хотя регулярно читаю и СЭ и СС.

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.