Русский самородок

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX начала XX веков Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего по тому времени труда под названием «Теория бильярдной игры».

Его современники отзываются о нем, как об одном из самых талантливых и оригинальных людей. Помимо писательской и публицистической деятельности был он талантливым музыкантом. И не только играл на скрипке, но и овладел искусством их изготовления и даже написал два специальных произведения: «Книга о скрипке» и «Акустика скрипки».

Родился Анатолий Иванович в Москве в 1859 году в дворянской семье. Окончив Николаевское инженерное училище в 1882 году, он начал службу в крепости Ивангород недалеко от Петербурга. Неся караульную службу в крепости, Леман принялся изучать бильярдную игру и достиг в ней больших успехов. Он ежедневно упражнялся на бильярде в военном собрании крепости и получил от товарищей прозвище Профессор.

Всесторонняя и прилежная практика помогла Леману в составлении различных бильярдных задач. Затем, обобщив существующие знания, он сам приступил к разработке теории бильярдной игры. Оставив военную службу, Анатолий Иванович вначале переехал в Москву, где короткое время работал редактором в журнале «Развлечение», а в 1885 году перебрался в Петербург.

Не зная, чем будет заниматься, он составил несколько бильярдных задач и принес в редакцию журнала «Нива». Заведующий отделом игр этого издания (Грюнберг), просмотрев их, сказал: «Я сам играю на бильярде, но так сыграть невозможно». Леман ответил, что решение, напротив, очень просто. Грюнберг проверил их на бильярдном столе, после чего редакция опубликовала задачи, заплатив Леману по 25 рублей за каждую.

Первое издание книги «Теория бильярдной игры» вышло в 1885 году и быстро разошлось, а второе дополненное, также успело увидеть свет при жизни автора – в 1906 году. Современники отзывались о книге, как о добросовестном труде, который является наиболее полным теоретическим и практическим курсом игры на бильярде.

В книге изложены история и техника игры на бильярде, дан подробный разбор партий, предложен ряд остроумных и увлекательных задач, представлена характеристика и оценка столов, производимых тремя главными фабриками России того времени, затронут ряд нравственных вопрос, касающихся взаимоотношений игроков.

Хорошо знавшие Анатолия Ивановича говорили, что, будучи феноменально техничным игроком (были удары, которыми владел только он – удары Лемана), он вместе с тем был доброжелателен, жизнерадостен, чужд жажды большого выигрыша и известности, а также очень скромен.

Леман считал, что бильярд развивает характер человека, поэтому-то с такой симпатией относился к мастерам бильярда и писал: «Опытный, хороший мастер игры – это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

www.rusbilliard.com