БильбордФабрика СтартФОРТУНА - товары для бильярда

Хабиб о Русском Биллиарде (часть 4)

В четвёртой части своего эссе я рассматриваю как пытались изменить и как менялась в действительности игра на отечественном бильярде в последнее десятилетие (с 2010 по 2020 годы).


"В узкую лузу скоротечность не засунешь, а в широкой Русский Биллиард утонет безвозвратно." В.В.Генералов

Я свои эксперименты с правилами игры на отечественном бильярде начал где-то в 2010 году, когда мои знания истории отечественного бильярда и бильярда вообще, понимание причины строгости Русского Биллиарда были далеки от теперешнего. Тем не менее уже тогда я понял, что игра любым по любому (Американка и её вариации) это не бильярд. В том смысле, что она не годится для демонстрации возможностей Строгого Русского Биллиарда зрителю, ввиду крайне ограниченной тактики, и узости спектра целесообразных технических приёмов. Эти недостатки Американки неисправимы, так как напрямую вытекают из правила игры любым по любому. В самом деле, вариантов атаки лузы свояком или чужим в игре любым по любому в 16 раз больше, чем при игре одним битком. Игроку рационально выбрать наиболее простой вариант, а при большем спектре вариантов для выбора, самый лёгкий вариант закономерно будет легче, чем при меньшем спектре. При большом количестве шаров, надёжно отыграться при игре любым по любому практически невозможно, поэтому становится рациональной игра с выходом без оглядки, то что называется бей-беги.
Мне было очевидно, что в Малой русской пирамиде 71 очко тактика намного богаче Американки и спектр разнообразных чужих также. С другой стороны, Московская, хоть и уступает Малой русской в тактическом наполнении, однако в ней есть спектр разнообразных свояков, чего совсем нет в Малой русской и ограниченное количество в Американке. Возникло понимание задачи скрестить Малую русскую и Московскую с целью объединить их достоинства, при этом избавившись от их недостатков.
Недостатком Малой русской, помимо неиспользованния арсенала сыгрывания битка, является использование номеров на шарах (которые не видны зрителю) для различия их игровой стоимости, обеспечивающей богатую тактику игры и широту арсенала сыгрывания чужих. Напрашивается использовать для этой цели различные цвета шаров, что обеспечит восприятие всех возможных тактических нюансов как зрителю, так и самим игрокам. Частично такое решение было реализовано в Большой русской пирамиде 151очко, так же поступил и С.Локтев в Универсальной.
Главным недостатком Московской является возможность строить серию однообразным приёмом скатки битка с рук, раз за разом демонстрируя зрителю передвижение битка не кием, а рукой. Способов избавления от незрелищной возни битка руками немало, первый из них подсказала Ярославская пирамида, о которой я узнал незадолго до этого. Если играть свояки только белыми шарами от цветного шара, а чужими сыгрывать белые шары только цветным шаром, то цветной шар всегда будет на поле, и незрелищная возня битка рукой возникнет только в случае штрафного падения цветного шара в лузу или вылета его за борт, что как известно из Малой русской в игре мастеров случается редко. При этом количество возможных вариантов свояков и чужих будет на порядок меньше Американки и сопоставимо с Московской. Это правило легло в основу игры "Цыганочка с выходом", созданной мной в 2011г. http://www.billiardsport.ru/news/9797
В Цыганочке я уменьшил исходное количество шаров на столе с 16 до 10, что несколько уменьшает количество возможных вариантов кладки и поэтому делает игру технически более сложной. Для стимуляции игры с выходом, в Цыганочке я применил прогрессивную систему начисления очков в серии, то есть за первый шар 1 очко, за второй 2, и т.д. Тогда я ещё не вполне понимал смысл и параметры строгого инвентаря для Строгого Русского Биллиарда и полагал естественным на пирамидном инвентаре играть с выходом и стремиться к построению максимальной серии. В конце 2011г. по Цыганочке прошёл мини-турнир среди лучших по рейтингу украинских игроков, в финале которого ставший победителем С.Крыжановский выполнил серию из 9 шаров.
https://www.youtube.com/watch?v=0iPm97GAtcQ

Цыганочка получилась оригинальной и весьма простой для понимания игрой, однако на практике выявился некоторый дисбаланс в технике игры с перекосом в сторону сыгрывания чужих шаров. Основная причина этого в том, что сделать выход битком при игре чужого намного проще, чем сделать выход прицельным шаром при игре свояка. Чтобы устранить перекос и добавить стимул играть свояков, в 2012г.я решил добавить в Цыганочку ещё один цветной (красный) шар, от которого также можно играть свояком белые шары, но не на первом ударе подхода. При этом я добавил в игру штраф за соударение двух цветных шаров, что вынуждает игроков играть осмотрительней и лучше контролировать шары. Правило обязательного соударения белого и жёлтого шаров на первом ударе подхода делает красный шар "неприкасаемым", что позволяет раскрыть тему постановки маски (снукера) при трёхшаровом окончании розыгрыша "ромашки" шаров. Наличие двух цветных шаров при возможности играть по ним белым шаром натолкнуло меня на мысль ввести в игру новый результативный удар не связанный с кладкой, а именно трёхбортный карамболь белого шара от одного цветного шара по другому. Такая возможность может быть весьма востребована в конце розыгрыша "ромашки" шаров, когда небольшое количестве белых шаров не будет мешать траектории трёхбортного карамболя. Вообще внедрение в игру на отечественном бильярде трёхбортного карамболя как результативного удара я считаю вполне уместным, так как не зазорно заимствовать зрелищные достижения других видов бильярда, которые не противоречат строгому бильярду. Такую видоизменённую Цыганочку с двумя цветными я назвал "Кадриль".
http://www.billiardsport.ru/news/10632
http://www.billiardsport.ru/news/10759

В том же 2012г, я продолжал размышлять над вопросом, как добавить свояка в Малую русскую пирамиду 71 очко и при этом препятствовать незрелищной возне битка рукой при вводе его в игру после сыгрывания. Возникла идея - раз сыгрывание битка вынуждает выставлять его на стол рукой, что незрелищно, нужно чтобы сам удар, вводящий биток в игру, был зрелищным. Для этого достаточно запретить с руки сыгрывать шары технически простыми действиями, то есть запретить с руки сыгрывать как прямо-летящий свояк, так и прямо-летящий чужой. Тогда игрок будет вынужден атаковать лузу технически непростым комбинированным ударом, то есть от борта (-ов) или от шара/шаром, контртушем и т.п. Также с руки можно разрешить играть шары на две лузы, то есть "штанами", в этом случае, если падает только один шар, то он не будет засчитан и будет выставлен на стол. Разумеется игрок с руки может и не атаковать лузу, а отыграться. Причём с руки сделать качественный отыгрыш, к примеру накат прицельного шара к лузе с одновременным примазыванием битка, сделать намного проще, чем с игры. При таком вводе битка в игру технически непростым ударом я посчитал уместным не ограничивать место ввода домом, а позволить игроку использовать всё поле, как в Пуле и Невской. Может показаться, что такое правило ввода битка в игру уменьшит желание играть свояка с игры, так как потом с руки нужно будет делать непростой удар и продолжить серию не так просто. Однако, играя свояк с игры, можно пытаться наигрывать прицельный шар под продолжение комбинированным ударом с рук, например выводить прицельный шар на середину поля для последующего удобного дуплета в среднюю лузу или для "штанов" на средние лузы. Сыграть ударом с рук на две лузы или дуплет или от шара/шаром легче, чем с игры, когда нет возможности выставить биток поудобнее, а ведь подобные удары обычное дело в Малой русской пирамиде 71 очко, так как они по-игре. Так же я предложил в игре на очки за штраф снимать наименьшего шара с полки оштрафованного игрока, что лучше, чем начислять +-5 очков соперникам (как в Малой русской), так как это создаёт дополнительные тактические нюансы в игре, о чём писал ещё А.Леман в своей известной книге. Такую вариацию игры я назвал "Малая русская пирамида со свояками", и предложил её играть разноцветным набором шаров (5 групп по три шара одного цвета плюс биток шестого цвета), которые в то время приобрела ФБСР для Звёздной пирамиды продвигаемой Грищенко с Пащинским.
http://www.billiardsport.ru/news/11232
Поиграв в Малую русскую пирамиду со свояками комплектом разноцветных шаров, стало очевидно, что для удобства счёта цену прицельным шарам целесообразно назначать используя малые значения. Если пирамида состоит их 5 групп по 3 шара каждого цвета, то ценность шаров в группах проще всего назначить от 1до 5, и тогда во всей пирамиде будет 45 очков. Если по традиции Малой русской к последнему шару добавлять 4 очка, то всего в игре будет 49 очков, и тогда для победы будет необходимо набрать 25 очков. Возникло желание игу "Малая русская пирамида со свояками" при игре комплектом разноцветных шаров переименовать в "Четвертак" (синоним числа двадцать пять), но я решил приберечь это название для игры, в которой я в начале 2013 года решил скрестить Малую русскую пирамиду со свояками с идеями из Цыганочки и Кадрили.

Как и Малая русская пирамида со свояками, Четвертак играется до 25 очков цветной пирамидой шаров с 49 очками в игре, такое же и правило ввода в игру битка после его сыгрывания. Но в Четвертаке, во-первых, сыгрывание битка (белого шара) не приносит очков (шар за свояк не снимается) и поэтому является тактическим ударом дающим лишь продолжение серии, а во-вторых, можно играть цветным шаром по белому "битку" (и сыгрывать цветной шар свояком) не на первом ударе подхода, как в Цыганочке/Кадрили, а в третьих, можно играть оцениваемый трёхбортный карамболь битком (белым) по двум цветным шарам. Итак, оцененный свояк в Четвертаке имеется, но не на первом ударе подхода, поэтому для построения серии сначала обязательно нужно сыграть чужого, что можно сделать тактической двухходовкой : сыграть биток тактическим своякаом, а потом с руки сыграть чужого удобным дуплетом или от шара/шаром, и только после этого оцениваемого свояка цветным шаром от белого "битка". Игра "Четвертак" получилась с широким набором атакующих возможностей, хотя в ней достаточно и тактических нюансов подобных тем, что есть в игре прототипе, то есть в Малой русской пирамиде 71очко.
http://www.billiardsport.ru/news/11747
http://www.billiardsport.ru/news/11751

Чтобы все желающие, не имеющие комплекта цветных шаров, могли попробовать Четвертак на практике, я адаптировал правила Четвертака для игры обычным набором шаров, и такую игру назвал "Уралочка". Игра в Уралочке ведётся не на очки, а на шары, и разница её с Четвертаком примерно такая же , как разница между Шведкой и Малой русской. Основные нюансы Четвертака в Уралочке сохранены.
http://www.billiardsport.ru/news/11751

В мае 2013г. мой товарищ К.Владимиров, с которым мы обсуждали и пробовали Цыганочку, Кадриль, Четвертак, предложил свою версию игры одним шаром обычным комплектом шаров, назвав её тем же именем - "Уралочка". В Костиной Уралочке, как и в Четвертаке, за сыгрывание битка (цветного) свояком шар с поля не снимается, но право продолжения ударом с рук остаётся. Как и в Четвертаке/Цыганочке, в Уралочке можно играть белым шаром по цветному (и сыгрывать белого свояком) не на первом ударе подхода, но при этом можно сыгрывать и сам цветной шар чужим, как в Ярославской, который хотя и не приносит очков (шар за него не снимается), но даёт право продолжения серии ударом с рук. Ввод битка ударом с рук в Уралочке Костя сделал из двух домов, что на мой взгляд плохая идея, так как выбор игроком дома для игры с рук демонстрирует стремление игрока к примитивизму, что негативно сказывается на зрелищности игры. Также Костя в Уралочке применил заказ двух шаров, при засчитывании любого из них, что в последующем стало применяться и в "сеньорских" турнирах. Оказывается, эта идея была не нова, такой заказ использовался в Невской ещё в 2001г. https://ru-billiards.ucoz.ru/_ld/1/106_2001_17.pdf . На мой взгляд эта идея Пухленко (?) также плохая, так как дискредитирует строгий заказ, и на практике игрок, молча выцеливая засчитываемого по умолчанию прямо-летящего шара, голосом заказывает что-то маловероятное от борта или от шара/шаром для второго шара, который не выцеливает, а надеется сыгрыть случайно, то есть по сути заказным "дураком". При моём же правиле строгого заказа, позволяющем заказывать шары на две лузы, игрок вынужден тщательно выцеливать оба шара, так как только один сыгранный засчитан не будет.
http://www.billiardsport.ru/news/12207

К этому времени (начало 2013г.) я постепенно стал разочаровываться в идее Левитина играть свояков от"битка", под очарованием которой я находился создавая Цыганочку-Кадриль- Четвертак. Хотя идея неплоха и подходит для решения проблемы серийной скатки битка с рук, однако она делает нецелесообразными в игре тихие скатные свояки и "французы", то есть несколько обедняет спектр целесообразных технических приёмов в игре. Ещё играя в Четвертак, в котором свояк битком является тактическим, пришла мысль, что свояк от борта (свой к себе к примеру) уже должен быть оцениваемым, так как это не будет приводить к серийной игре свояков с руки и тем самым к незрелищной возне битка руками. Если же оценивать свояк от борта, то тогда логично и за чужого от борта, то есть за дуплет, тоже давать бонус. Пришла мысль создать игру, в которой прямо-летящий свояк будет неоцениваемым, а за комбинированные удары (от борта, от шара/шаром, "штанами" на две лузы и т.п.) будут даваться бонусы.
Правило ввода сыгранного битка в игру ударом с рук я оставил как и в Малой русской со свояками и Четвертаке, то есть с любой точки поля, но с засчитыванием шаров сыгранных только комбинированным ударом. В этом случае тактический обесцененный прямо-летящий свояк (что технически просто) совместно с последующим ударом с рук комбинированным ударом (что технически повышенной сложности) представляет микро-серию из 2 ударов приносящую 2 очка в случае дуплета. 0 + 1 + 1(бонус за борт) = 2. Игру, в основе которой заложены описанные два принципа, я назвал "Поединок". В Поединке, также как в Кадрили / Четвертаке я ввёл трёхбортный карамболь битка по двум прицельным шарам, как оцениваемый в 1 очко результативный удар. Для учёта бонусных очков в Поединке я предложил снимать шары не с поля на полку игрока, а с полки соперника на поле и/или перекладывать их с полки соперника на полку игрока. На сегодняшний взгляд такой учёт бонусных очков был неудачной идеей.
https://www.llb.su/node/863001

В 2014г. была презентована придуманная Грищенко игра "Олимпийская пирамида" с применением разноцветного комплекта шаров, которая является развитием Невской, так как ввод в игру сыгранного битка в Олимпийской производится также, как и в Невской, то есть с любого места поля с запретом сыгрывать биток. Оригинальным в Олимпийской является ограничение количества шаров, по которым игрок может играть битком, так как есть условие сначала сыграть в любой последовательности 5 шаров разного цвета, а затем в любой последовательности три шара разного цвета. Если соперник не забивает шаров, то игрок первым может забить любой шар из 15, вторым любой из 12, третьим любой из 9, четвёртым любой из 6 пятым любой из 3, шестым любой из 10, седьмым любой из 8, и восьмым любой из 6. Разумеется, если соперник тоже забивает шары, то выбор у игрока возможного прицельного шара для удара уменьшается, но никак не более чем в 2 раза. Поэтому Олимпийская, несмотря на унаследованный от Невской примитивизм игры с руки, всё-таки технически немного её посложней, к тому же в ней возникают некоторые тактические нюансы, обусловленные тем, что когда игроку нужно сыграть пятый шар, то три шара необходимого цвета (или два, если один уже сыграл соперник) могут быть закрыты для прямого удара, и этот тактический мотив может использовать соперник. В целом, по тактической насыщенности да и по целесообразному техническому арсеналу ударов Олимпийская изрядно уступает игре прототипу, то есть Малой русской пирамиде 71 очко. Учитывая, что Олимпийскую продвигает ФБСР=МКП, то замена в списке официальных спортивных дисциплин Динамичной пирамиды (по сути Невской) на Олимпийскую пирамиду было бы несомненным шагом вперёд. Однако за 6 лет прошедших с 2014 г. даже этого не произошло, что говорит о бездеятельности ФБСР=МКП в вопросе развития игры.
https://www.llb.su/video/1451918
http://www.billiardsport.ru/news/14211

Поиграв в Поединок с обесцененным прямо-летящим свояком с последующим вводом битка в игру комбинированным ударом, обнаружилось, что в любительском исполнении излишне упал стимул играть прямо-летящего свояка, так как играть от борта, от шара/шаром или на две лузы можно и с игры, без предварительного сыгрывания тактического прямо-летящего свояка, дающего лишь право играть эти удары с руки. Возникла дилемма : если оценивать свояк, то игра скатывается к своякам, а если не оценивать, то свояк в игре становится редок. Начались поиски компромисса. Одним из вариантов решения дилеммы была идея оставить правило ввода в игру битка как в Невской (с любой точки поля но только чужой), однако дать сопернику право за сыгранный прямо-летящий свояк не снять шара на полку игрока, а просто переставить его на другое место, изменив позицию шаров и испортив для игрока как минимум два самых простых варианта сыгрывания чужого шара с руки. Невская с такой доработкой становится намного сложнее, так как и свояки в зачёт не идут, и чужие с руки становятся уже не самые примитивные. Поскольку Невская является упрощением Шведки, то и такую модернизированную Невскую я назвал "Шведка со свояками", подчёркивая, что в зачёт идут только сыгранные прицельные шары, как в Шведке. Правда, потом я дополнил игру правилом, что заказной свояк от борта всё-таки оценивается и за него соперник не передвигает шар, а снимает его со стола на полку игрока. И для логичности за чужой от борта (-ов) также снимается дополнительный бонусный шар.
https://ru-billiards.ucoz.ru/index/pravila_igry_quot_podstava_quot/0-111

Другим вариантом решения дилеммы была идея запретить сыгрывать прямо-летящий биток (штрафовать за это как в Шведке), но дать игроку право на оцениваемый свояк в случае сыгрывания заказного комбинированного удара (от борта от шара/шаром, на две лузы). При этом ввод битка в игру после его сыгрывания в лузу осуществляется с любого места игрового поля, при этом можно сыгрывать любой шар в любую лузу.
Такую игру я назвал "Шведка с бонусными свояками".
https://ru-billiards.ucoz.ru/index/pravila_igry_quot_shvedka_s_bonusnymi...

Так как Шведка является упрощенной версией Малой русской при игре не на очки, а на шары, то и в Шведку с бонусными свояками тоже можно играть на очки. При этом если использовать для игры комплект разноцветных шаров с пятью группами по три шара одного цвета, то игра будет не до 71 очка, а до 25. Такую Шведку с бонусными свояками в исполнении цветными шарами я опять назвал "Четвертак", поэтому возможна путаница с предыдущей версией игры с таким названием, в которой легальна идея Левитина игры свояка от "битка".
https://ru-billiards.ucoz.ru/index/pravila_igry_quot_chetvertak_quot/0-1...

В дальнейшем (лето 2015г.) эта версия игры Четвертак с бонусными свояками была доработана, и в игру добавлены новые тактические и технические элементы. Количество цветных шаров в пяти группах было уменьшено с трёх до двух и пирамидка стала не из 15 шаров, а из 10. Был добавлен контрольный шар бордового цвета на центр поля, за незаказное касание которого битком назначается штраф. Наличие контрольного шара позволило раскрыть тему замазки (снукера) в мало-шаровых окончаниях. Были добавлены два новых результативных удара : трёхбортный карамболь битка по контрольному шару и трёхбортный рокамболь
прицельным шаром по контрольному шару. За заказное выполнение этих ударов хотя шар с поля не снимается, но очередь хода остаётся, и появляется право на оцениваемый прямо-летящий свояк, которое также появляется при выполнение заказных комбинированных ударов (от борта, от шара/шаром, на две лузы). Если игра доходит до последнего шара, то бордовый контрольный шар поступает в розыгрыш и его "неприкасаемость" битком исчезает. Поэтому контрольный шар имеет оценку в 3 очка и его можно сыгрывать в лузу прицельным шаром (в этом случае он уже на поле не возвращается), а остальные пять групп цветов оцениваются в 1,2,4,5,6 очков. К последнему шару, как в Малой русской, очки не добавляются и в розыгрыше всего 39 очков, а для победы нужно набрать 20 очков. Уменьшение количества шаров в розыгрыше и увеличение разнообразия результативных ударов делает игру динамичней, при этом не упрощая её. Такую игру я назвал "Пирамидка с контрольным шаром"
https://ru-billiards.ucoz.ru/index/pravila_igry_quot_piramidka_s_kontrol...

В 2016 году, после создания игры "Пирамидка с контрольным шаром", в которой я попытался гармонично синтезировать максимальное количество технических и тактических элементов, я решил исследовать малые формы на строгом бильярде. Сначала, утрируя задачу я попытался создать игру с одним битком, без прицельных шаров. Может показаться, что игра одним шаром холостыми ударами будет тривиальна проста, однако если ввести правило, что лузу назначает соперник и запретить пользоваться машинкой, то игра становится не тривиальной и требует контроля размера удара, так как не все позиции битка на столе удобны для сыгрывания холостого битка в любую лузу. Помимо размера удара игра требует и умения играть одной рукой. Такую, в общем полезную для тренировки игру я назвал "Колобок".
https://ru-billiards.ucoz.ru/blog/ja_ot_babushki_ushjol_ja_ot_dedushki_u...

Далее я подверг переработки игру Русского Биллиарда "Алагер с контрольным шаром". Анализ показал, что для встраивания легального сыгрывания битка лучше подходит однобитковый режим игры, а не двухбитковый, как в Алагере. Вводя легальное сыгрывание битка я использовал ранее опробованную идею обесценивания сыгрывания прямо-летящего битка с сохранением права продолжения ударом с рук, при том, что за сыгрывание битка от борта(-ов) начисляется 1 бонусное очко, также как и за сыгрывание прицельного шара от борта(ов). Правило ввода в игру битка ударом с рук также использовал опробованное ранее не приводящее к примитивизму, а именно с запретом сыгрывания прямо-летящего битка или прямо-летящего прицельного шара. То есть с руки шары можно сыгрывать только комбинированным ударом (от борта, от шара/шаром, на две лузы), за которые назначаются бонусные очки (чужой от борта (-ов) 1+1= 2очка; свой от борта(-ов) 0 + 1 =1; от шара/шаром 1 +1 = 2 очка; на две лузы 1+1+1=3 очка). Также в игру были добавлены два новых результативных удара : трёхбортный карамболь битка по контрольному шару и трёхбортный рокамболь прицельным шаром по контрольному шару. За заказное выполнение этих ударов начисляется 1 бонусное очко и очередь хода остаётся. Такую игру я назвал "Троица".
https://ru-billiards.ucoz.ru/blog/razmyshlenija_o_malykh_formakh/2016-03...

В том же 2016 году А.Бершеда предложил игру "Каштан", в основе которой идея Левитина играть свояки от "битка", которую я использовал ранее в Цыганочке и Кадрили, и в которой разочаровался годом ранее, так как эта идея ограничивает арсенал целесообразных свояков в игре.
https://www.llb.su/node/2112528

В начале 2017 года, понимая, что российское бильярдное сообщество в целом ещё не созрело до принятия разноцветных шаров в отечественном бильярде, которые к тому же и не было возможности тогда приобрести, я решил адаптировать идеи из "Пирамидки с контрольным шаром" для игры обычным комплектом шаров. Рассматривать номера на шарах я счёл устаревшим, и поэтому игра становится не на очки, а на шары, что конечно уменьшает её тактическое наполнение. Однако игра всё равно будет заметно разнообразнее Московской, которая была тогда, да и сейчас остаётся самой популярной среди более-менее продвинутых игроков. Номинируя игру как замену нудной Московской я назвал её "Мозговская". В Мозговской, как и в Пирамидке с контрольным шаром используется контрольный шар на центральной отметке, касание которого битком приводит к штрафу. Сыгрывание прямо-летящего свояка является тактическим, неоцениваемым ударом сохраняющим право продолжения ударом с рук. Ввод битка в игру ударом с рук производится с любой точки поля, но с запретом сыгрывать одиночный прямо-летящий свояк или чужой. Немного позже Мозговка была доработана, так как прозвучала критика того, что совсем обесцененный свояк излишне снижает стимул играть свояка, так как играть комбинированным ударом можно и с игры, а не с руки после неоцениваемого свояка. Доработка в том, что игрок после прямо-летящего свояка выбирает, либо оценивать его без права продолжения, либо не оценивать и продолжать. В первом случае соперник снимает шара и сам вводит биток в игру, а во втором случае вводит биток в игру сам игрок.
https://www.llb.su/node/2645512
https://www.llb.su/node/2722881

Где-то в 2016-2017 годах у меня сформировалось убеждение, что строгий бильярд это не только строгий инвентарь, но и соответствующие строгому инвентарю правила игры, которые я назвал строгими. Ведь совсем не случайно правило назначения шара, которое обязательно использовалось в основных играх дореволюционного Строгого Русского Биллиарда, называется также строгим заказом. Исходя из того, что Русский Биллиард в 1850-ых годах стал Строгим с целью ограничить серийность результативных ударов и сместить акцент в игре с кладки на тактику, я сформулировал определение строгих правил игры как правил нацеленных на развитие тактической составляющей игры. В 2018г. проанализировав известные мне тактические приёмы, я пришёл к выводу, что для их полноценного использования минимально достаточно четырёх шаров, а правило отыгрыша, максимально соответствующее тактически насыщенной игре, это правило "борт или перекат" после обязательного соударения битка с легальным прицельным шаром. На основе выводов анализа и предыдущих своих наработок о гармоничном использовании сыгрывания битка я сформулировал правила четырёх-шаровой игры, которую назвал "Строгая игра". Строгая игра ведётся до достижения одним из игроков 20 очков, которые начисляются за оцениваемые результативные удары, а именно: сыгрывание в лузу прицельного шара заказным ударом, при этом за сыгрывание белого шара начисляется 2 очка, а за сыгрывание жёлтого шара начисляется 4 очка; сыгрывание в лузу битка (бордового) заказным комбинированным ударом (свояком от борта, от третьего шара, контртушем и т.п.), при этом за сыгрывание битка от белого шара начисляется 2 очка, а за сыгрывание битка от жёлтого шара начисляется 4 очка. За допущенный штраф в игре списывается 3 очка. В игре также применяются неоцениваемые результативные удары, исполнение которых не приносит очков, однако даёт право на выполнение ещё одного удара, также как и при выполнении оцениваемого результативного удара. К неоцениваемым результативным ударам относятся : сыгрывание в лузу прямо-летящего битка; заказной карамболь битка от одного прицельного шара по другому прицельному шару, в траектории которого есть не менее трёх соударений с бортами (3-б-карамболь); заказной рокамболь прицельного шара по контрольному (красному) шару, в траектории которого есть не менее трёх соударений с бортами (3-б-рокамболь).
Серийное правило в Строгой игре трактуется как право игрока сделать следующий удар, от которого он может отказаться и обязать делать удар соперника.
https://www.llb.su/node/3230270

В 2019 году я переоткрыл для себя игру дореволюционного Строгого Русского Биллиарда "Руские кегли" в редакции правил А.Фрейберга, в которой есть и назначение шара, и заказное сыгрывание битка, и штраф за незаказное сыгрывание битка, и карамболяж, и игра от борта по кеглям прицельным шаром, то есть рокамболем. Мне показалось, что игра незаслуженно забыта, и я решил адаптировать её правила к современному инвентарю. Игру я назвал "Игра предков". Кегли в ней заменены контрольным шаром на центре стола. Одиночный карамболь или рокамболь я сделал как и Фрейберг результативным ударом, но в отличии от Фрейберга у меня они обрывают серию. Это для того, чтоб не было серий карамболей, ибо в наши дни известно, что нищенским ударом их можно делать тысячами. За кладку от борта (-ов) и шаром/от шара я сделал бонусные очки за каждый борт и лишнее соударение шаров.
https://www.llb.su/node/3486540

В заключительной части эссе я разберу предложения новой игры на отечественном бильярде сделанные в Легенде Е.Сталевым и С.Бауровым.





Костя, мне рассказывал о своей игре.
Я сыграл с ним в диалоге, партию. Мне понравилась игра.
И сказал ему, что название «генерал» более подходящее. (Как мне кажется)


4min®️



Прочитал. После завершающих слов "не окончено" впал в ступор. )) Обычно это означает, что автор по каким-либо причинам не смог (не захотел) закончить произведение. Надеюсь, что этот самый "---- о" имел в виду "продолжение следует". ))
До новых виртуальных встреч!



Разумеется блог будет дописан. Немного уже осталось ретроспективы. В заключении Короне косточки перемоем.))



Не встречал в Ваших трудах слова billiards.
Вы где нибудь упоминаете эту игру?


4min®️



О биллиарде я упоминал чуть больше чем везде.))
А если вы об English billiards, он же кэннон, то в этом эссе вспоминать о нём ни к чему. Обычно о нём вспоминают, чтобы показать нашим неучам, что свояк не отечественное изобретение советского периода. Но даже в этом ключе более убедительно указать, что свояк был и в совсем не старой игре Русского Биллиарда дореволюционного периода, а именно в Русских кеглях (в редакции Фрейберга).



Юрьевич, строгая луза, в вашем понимании, это сколько, относительно шара в 68мм? Только можно без всяких "привязок, сопутствующих и прочих измышлений", просто конкретно...цифра...70, 71, 72....


Добрым быть намного сложнее, чем умным...



Строгая луза не измеряется в миллиметрах.
В миллиметрах измеряется створ строгой лузы. Только одного створа недостаточно, чтобы луза стала строгой.
Ширина створа строгой лузы давно известна. Наши прапрапрадеды поумнее нас были. При шаре 70 мм ширина створа 74 мм. Только к пирамидному столу это не имеет отношения от слова совсем.))



Действительно, строгость бильярдной игры определяется не только и не столько строгостью луз. Да и строгость всей совокупности инвентаря не полностью раскрывает понятие строгости игры. Я тут на досуге покумекал и скажу: в первую очередь, строгость игры отражает строгость правил той конкретной игры, в которой происходит противостояние игроков. Ну действительно, к примеру - о какой-такой строгости может быть речь в игре любым приглянувшимся шаром по любому подвернувшемуся?



Сергей Иванович, долго ж вы "кумекали", по поводу "строгости правил игры" - считай 60 с лишним лет...))) Тут я с вами согласен с оговоркой, главенствующее первенство, все таки, за строгими лузами. И Сталев, тому, подтверждение, ибо первое, что я слышу, после его "слабой игры", это разговоры о "расширении" луз, а не о строгости правил (читай строгого заказа). А вообще, судя по коммерции в Легенде, там не только не слышали о таком, а даже понятия нет, включая Жеку. Расскажите об этом Крыжу со Сталевым, дайте им строгий стол и месячную катку с расчетом по итогу в конце, и Жека забудет с какой стороны к столу подходить и с какого конца кий берется...)))


Добрым быть намного сложнее, чем умным...


Изображение пользователя Mikhail.

Как уже верно обратили ваше внимание, не одними лишь миллиметрами, так сказать :) Возьмите лузу 74 (к шару 68), но сделайте губки по снукерному образцу. Строгость, в вашем понимании (то есть "неприемистость"), может вас шокировать.



Михаил, ну вы то не утрируйте, даже моей собаке понятно, что всё это при прочих "равных и правильных" значений...(((


Добрым быть намного сложнее, чем умным...


Изображение пользователя Mikhail.

Тогда потрудитесь формулировать "техзадание" корректно :)
Наверняка видели картинки, где шар висит в губах угловой лузы, будучи просто "вставлен" туда? Это как, достаточно строгая луза? А теперь если вспомнить, что резина на входе мягкая, и эффективный створ лузы на самом деле несколько миллиметров больше? Это все еще строгая???



Эта часть эссе дописана. Следующая последняя, слава богу. ))



А когда последняя часть? Вот её, я обещаю, прочитать "от корки до корки", и может поразмышлять...)))


Добрым быть намного сложнее, чем умным...



Да ну на.))
Неужто в Вашей голове место для мозгов появилось?
А как же кинетика, утряслась чтоле? )))

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.