Очередная историческая страничка. Бильярд времен Екатерины II

Царица-матушка, правившая с 1762 по 1796 год, в декабре 1770 года издала указ, с которого бильярд начал шествие в губернские города и уезды: «Быть как в городах так и в уездах гербергам и трактирам четырёх номеров (…), и во всех оных для увеселения приходящих дозволить иметь билиарды». Позже, в 1787 году, вышел дополнительный указ, давший бильярду большое преимущество перед другими играми: «никакой другой (игры), кроме билиарда, в гербергах иметь не положено». Так, в различных губерниях открывались бильярдные, число которых к концу ХVIII века исчислялось сотнями. Императрица ввела моду на обустройство роскошных бильярдных комнат во дворцах и организацию турниров между государственными деятелями и придворными.
В юности принцесса София Цербстская была привезена в Россию в качестве невесты Петра III. Довольно быстро будущая императрица овладела нравами и забавами царского двора, и в том числе пристрастилась к игре в «билиард», о чём повествуют дневниковые «Записки Императрицы Екатерины II»:
«В зимнем дворце мы с Великим князем жили в отведённых нам покоях... По вечерам я приходила в его переднюю играть [в билиард] с обер-камергером Бергхольцем, а Великий князь в другой комнате дурачился со своими кавалерами. Моя игра на билиарде прекратилась с отъездом господ Брюмера и Бергхольца, которых Императрица уволила от Великого князя в исходе зимы 1746 года»
Есть сведения о том, что бильярдная комната была во втором Эрмитажном дворце. В овальной комнате этого дворца во второй половине 1760-х – 1770-е годы стоял большой бильярд и маленькая «фортуна». Стены этой комнаты были увешаны картинами. Екатерина II очень любила играть на бильярде и перед тем, чтобы начать играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть этим кием или не нужно ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно ему светит в глаза. Однажды в то время, когда государыня играла с кем-то на бильярде, вошел Иван Иванович Шувалов. Императрица низко ему присела. Присутствующие придворные сочли это за насмешку и засмеялись. Государыня приняла серьезный вид и сказала: «Вот уже сорок лет, что мы друзья с господином обер-камергером, а потому нам очень извинительно шутить между собою.»
В своей усадьбе Царицыно Екатерина также не забыла про любимую игру. Как только отделочные работы закончились, из Коломенского дворца были выписаны предметы интерьера и разнообразная мебель, в том числе и «билиарт дубовый» …

Лучшим бильярдистами екатерининского времени считаются М. Ломоносов и будущий император Павел I, братья Григорий, Федор и Алексей Орловы, а также генералы Ф. Ростопчин, А. Остерман-Толстой, Н. Скобелев и другие. Как утверждал поэт Державин, граф А. Орлов-Чесменский был наиболее выдающимся русским бильярдистом.

Фаворит императрицы, граф Алексей Григорьевич Орлов, в молодости обладал огромной физической силой. В Петербурге с ним в этом мог посоревноваться только лейб-кампанеец Шванвич. Кроме того, Орлов очень любил играть на бильярде. Между Орловым и Шванвичем был заключен договор о том, что если им доведется встретиться в общественном месте вдвоем, то Орлов должен был покориться, а если Орлов был с братом, то покорялся Шванвич. Известен, в частности, случай, произошедший в трактире, в доме виноторговца Юберкампфа, на Большой Миллионной в Петербурге. Орлов играл на бильярде, но при появлении Шванвича, вынужден был уступить ему бильярд, вино и женщин.
Брат Алексея Григорьевича, Григорий Орлов, вошёл в историю бильярдного спорта как выдающийся игрок XVIII века. Являясь фаворитом Екатерины, он к тому же патронировал молодого цесаревича Павла, обучая наследника тонкостям бильярдных «баталий».

Во времена императрицы Екатерины II зародился знаменитый Английский клуб. В Петербурге англичан было предостаточно, и все они еженедельно собирались в гостинице, которую содержал голландец Корнелий Гардинер. Тем не менее, хозяин разорился в начале 1770 года, так как доходов собрания почти не приносили. Тогда фабрикант Францис Гарднер предложил учредить официальный клуб. Состоятельные посетители выделили необходимую сумму и выкупили полюбившееся заведение. 1го марта 1770 года 18 соучредителей подписали устав собрания, состоящий из 12 пунктов, девизом которого были слова «Concordia et lactia», что переводится как «Согласие и веселие». Так было основано общество, именовавшееся Английским собранием. По уставу собранием руководили семеро старшин. Чисто английским клуб оставался недолго, спустя всего полгода были избраны первые русские старшины.
* В качестве иллюстрации использована работа В.Семеренко